ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК


 Действия

Следзевский Игорь Васильевич

17 ноября 1940, Москва

Биография, образование, карьера:

Sledzevskii.jpg

Из семьи военнослужащих. В 1963 г. окончил исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1966 г. — очную аспирантуру при Институте Африки АН СССР. В 1967 г. в Институте Африки АН СССР защитил кандидатскую диссертацию на тему «Современные хауса Северной Нигерии». В 1990 г. в Институте востоковедения АН СССР защитил докторскую диссертацию на тему «Социоисторические структуры Западной Африки. Проблемы взаимоотношений местных социальных организмов и исторической среды».

С 1967 г. работает в Институте Африки АН: в 1992—1998 гг. — заведующий лабораторией цивилизационных исследований; в 1998—2008 гг. — директор Центра цивилизационных и региональных исследований РАН. Председатель Научного совета по проблемам Африки при Отделении глобальных проблем и международных отношений РАН; член Редакционного совета журнала «Восток».


Сфера научных интересов:
История и этнография народов Африки; этносоциология; социальная антропология и история; межнациональные отношения.


Награды, звания:

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» (2002).


Основные публикации:

• Феодальные отношения у современных хауса Северной Нигерии // Проблемы истории Африки. М.: Наука, 1966. С. 151—172;

• Община у современных хауса (Северная Нигерия и Нигер / Советская этнография. 1966. № 3. С. 48 — 59;

• Государственный сектор экономики в Нигерии // Экономика Африки. М.: Наука, 1973. С. 3 — 23 (в соавторстве);

• Хаусанские эмираты Северной Нигерии. Хозяйство и общественно-политический строй. М.: Наука, 1974;

• Колониальные общества. Некоторые вопросы развития и воспроизводства многоукладности // Африка: возникновение отсталости и пути развития. М.: Наука, 1974. С. 291—426;

• Доколониальная эпоха. Крестьянство и кочевое население. Феодалы и вожди. Буржуазия. Здравоохранение // Современная Нигерия (Справочник). М.: Наука. 1974. С. 71 — 89, 168—197, 203—208, 366—371;

• Нигерия: 15 лет независимости: итоги и перспективы развития // Азия и Африка сегодня. 1975. № 10. С. 33 −34 (в соавторстве);

• Африканское крестьянство // Социальные сдвиги в независимых странах Африки. М.: Наука, 1977. С. 29 — 58 (в соавторстве);

• Земледельческая община в Западной Африке" // Община в Африке: проблемы типологии. М.: Наука, 1978. С. 61 — 132;

• New Phenomena and Tendencies in Nigeria s Social and Political Development Economic Relations of Africa with the Socialist Countries. Vol. 2. Budapest, 1978. P. 50 — 57 (в соавторстве);

• Традиционный сектор хозяйства на современном этапе развития. Изменения в структуре частнокапиталистического хозяйства. Роль государственного сектора и его социально-экономическая природа // Нигерия. Современный этап развития. М.: Наука. 1980. С. 122—223;

• Введение. Восстание Османа дан Фодио и образование халифата Сокото. Развитие колониального капитализма, Вторая мировая война и её влияние на подъём антиколониальной борьбы в Нигерии. Сдвиги в развитии колониального общества в послевоенный период. Нефтяной бум и новая стратегия национального развития. Кризис военного режима. Переход к гражданской администрации (в соавторстве) // История Нигерии в новое и новейшее время. М.: Наука, 1981. С. 8 — 16, 62 — 75, 144 — 151, 186—192, 283—300;

• Формирование социально-экономической структуры современной Нигерии. М.: Наука, 1984;

• Синкретизм ислама с традиционными религиями // Религии в ХХ веке. Традиционные и синкретические религии Африки. М.: Наука, 1986. С. 417—457 (в соавторстве);

• Введение. Условия формирования национального частного предпринимательства в Тропической Африке. Рыночный механизм развития национального частного предпринимательства // Развитие национального частного предпринимательства в странах Тропической Африки". М.: Наука, 1986. С. 3 — 66;

• Нигерия, исторический очерк (в соавторстве). Осман дан Фодио. Османа дан Фодио восстание. Сокото, халифат // Африка. Энциклопедический справочник. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 248—253, 282—283, 371—372;

• Собственность и власть в Нигерии // Нигерия: власть и политика. М.: Наука, 1988. С. 5- 32;

• Нигерия : от мусульманского коммунализма и регионализма к исламскому национализму // Ислам в Западной Африке. М.: Наука, 1988. С. 59 — 96;

• Особенности производства прибавочной стоимости и механизм формирования монопольной прибыли ТНК в слаборазвитой экономике. Монополистические факторы роста цен и общественная стоимость. Тенденции в сфере монополистического ценообразования. Особенности стоимостной структуры капитала и производство прибавочной стоимости // Транснациональный монополистический капитал и Африка. М.: Наука, 1989. С. 215—236;

• К вопросу об общей теории развивающихся стран // Народы Азии и Африки. 1989. № 6. С. 31- 32;

• Введение. Становление национального государства (социально-политический аспект). Революционные режимы: противоречия становления и механизм власти (в соавторстве). Заключение (в соавторстве). // Эволюция политических структур (Серия «Современная Африка. Итоги и перспективы развития»). М.: Наука, 1990. С. 5 — 11, 45 — 59, 138—155, 258—265;

• Межукладные комплексы и межклассовые общности в Африке // Африка классовые: классовые, неклассовые общности и общественный прогресс. М.: Наука, 1990. С. 31 −40;

• Мир пространства и времени как специфическая форма архаического культурного текста // Пространство и время в архаических культурах. М.: Институт Африки РАН, 1992. С. 53 — 60;

• Вероятностный характер развития" // Капитализм в Африке. Особенности и противоречия развития. М.: Наука, 1993. С. 27 — 43;

• Влияние базиса на социальные процессы // Социальная структура и общественное развитие (серия « Современная Африка. итоги и перспективы развития»). М.: Наука, 1993. С. 10 — 47;

• Моделирующие принципы традиционного мировидения // Околдованная реальность. Мир африканской ментальности. М.: Наука, 1994. С. 10-19;

• Возрождение исламо-христианской границы на современном Кавказе: борьба за этнополитическое пространство" // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань: ИЯЛИ, 1994. С. 73 −74;

• Мифологема границы: происхождение и современные политические проявления // Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М.: РГГУ, 1996. С. 7-16;

• Посткоммунистический традиционализм на Северном Кавказе: соотношение общинной, этнической и конфессиональной идентичностей // Опыт решения национального вопроса (Теория и практика. СНГ и развивающиеся страны). М.: Институт Африки РАН, 1996. С. 31 — 40;

• Неоархаика: постцивилизационный вызов миру и России // Мифология и политика. М.: РОПЦ, 1997. С. 11 −13;

• Социокультурные основания формирования политических мифов // Мифология и политика. М.: РОПЦ, 1997. С. 9 — 12;

• Эвристические возможности и пределы цивилизационного подхода // Цивилизации. Вып. 4. М.: МАЛП, 1997. С. 7 — 19;

• Понятие ‘’социокультурная инверсия’’ Опыт интерпретации // Проблема социокультурных инверсий. Саратов: Издательство СГУ, 1998. С. 17 −24;

• Российские концепции политической трансформации: реальность через призму автомодели культуры // Права человека в диалоге культур. М.: РГГУ, 1998. С. 50 — 53;

• Феномен политического сознания в ситуации социокультурного кризиса// «Новая Россия»: социальные и политические мифы. М.: РГГУ, 1999. С. 40 — 41;

• Человек в ситуациях взаимодействия культур // Чтения памяти Д. А. Ольдерогге. Человек в социокультурном и политическом пространстве. Материалы научной конференции «Африка: общества, культуры, языки» (г. Санкт-Петербург, 16 — 18 мая 2000 г.). М.: Институт Африки РАН, 2001. С. 9 — 17;

• Ускользающий объект исследования. Познавательный кризис в африканистике // Восток. 2002. № 2. С. 5 — 18;

• Глобалистская метатеория: эпистемологические трудности" // Цивилизации. Вып.5. Проблемы глобалистики и глобальной истории. М.: Наука, 2002. С. 62 — 82;

• Criminal Structures and Normative Society in Russia Today: A Growing Interaction // Community, Identity and the State. Comparing Africa, Latin America and the Middle East // L. — N.Y.: Routledge. 2004. P. 69 −73;

• «„Чужие идут…“ Архетипический мотив границы как источник иррациональной ксенофобии и фактор её преодоления» // «Чужие» здесь не ходят. Радикальная ксенофобия и политический экстремизм в социокультурном пространстве современной России. М.: Институт Африки РАН, 2004. С. 23 — 38;

• Модели хаоса в глобальном и цивилизационном видении // Граница. Рубеж. Переход. М.: Институт Африки РАН, 2005. С. 89 — 99;

• Цивилизационные риски современного мирового развития // Мировой порядок или Беспорядок. М.: Институт Африки РАН, 2005. С. 42 — 62;

• Культурно-философская традиция толерантности: идеал и реальность // Этничность, толерантность и СМИ. М.: Институт Африки РАН, 2006. С. 23 — 38;

• «Космос жизни». Африканские культуры как цивилизационный тип // Африканская цивилизация в глобализирующемся мире. По материалам конференции. Т. 1. М.: Институт мировой экономики и международных отношений, 2006. С. 6 — 44;

• Вызовы современного мультикультурализма // Этнодиалоги. Альманах. 2007. № 1. С. 135—149;

• Развитие африканских стран как проблема теоретического знания // Чтения памяти Д. А. Ольдерогге. Проблемы социально-политических и культурных трансформаций африканских обществ в современной отечественной африканистике. Материалы научной конференции «Африка: общества, культуры, языки» (г. Санкт-Петербург, 5 — 6 мая 2005 г.). М.: Институт Африки РАН, 2007. С. 21 — 73;

• Образ России как смысловой конструкт (семантическая составляющая «главного русского спора») // Общественные науки и современность. 2007. № 4. С. 93 — 103; № 5. С. 103—113;

Новые формы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий в воинских коллективах, учреждениях образования и культуры: методическое пособие. М., 2007 (в соавторстве);

• Ментальные образы в международных сопоставлениях и моделировании будущего // Общественные науки и современность. 2008. № 4. С. 69 — 85;

• «Пограничье без границ». Глобальная неопределенность мира и её отражение в знании и культуре // Социокультурное пограничье как феномен глобальных и российских трансформаций. Междисциплинарное исследование. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. С. 11 — 99;

Поурочные разработки по граждановедению (6 класс). М., 2009 (в соавторстве);

Поурочные разработки по граждановедению (7 класс) к учебному пособию "Я - гражданин России": учебно-методическое пособие. М., 2009 (в соавторстве);

• Оперирование символическими и языковыми знаками в бесписьменных африканских культурах: автоматизм поведения или особая логика осмысления мира? // Обычай. Символ. Власть. М.: Институт Африки РАН, 2010. С. 121—154;

• Цивилизационное основание и культурная логика трансформации британского мира в империю // Британская империя в ХХ веке. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2010. С. 24 — 45;

• Диалог цивилизаций как смысловое поле мировой политики // Диалог цивилизаций в полицентричном мире: философско-культурные, исторические, политические и коммуникативные проблемы. М.: Институт Африки РАН, 2010. С. 136—174;

• Диалог цивилизаций как смысловое поле мировой политики // Общественные науки и современность. 2011. № 2. С. 141 – 156;

• Социокультурная динамика африканских стран в постколониальный период (кризис модели «догоняющего» развития) / Африка: основания для нового старта: Ежегодник — 2011: Сборник статей. М.: РУДН, 2011. С. 31 — 56;

Арабский кризис и его международные последствия. М., 2014;

Исламские радикальные движения на политической карте современного мира: страны Северной и Северо-Восточной Африки. М., 2015.


О нем:

• Саватеев А. Д. Институт Африки РАН. М., 2005. С. 10.


Автор: П.М., ред.

Если Вы хотите участвовать в развитии и совершенствовании нашего проекта, пожалуйста, свяжитесь с нами!

Форма обратной связи

  • © РГО, 2019
  • © МАЭ РАН, 2019