ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК


 Действия

Станюкович Мария Владимировна: различия между версиями

м
м
Строка 9: Строка 9:
 
<span style="line-height:2.5em;"></span>
 
<span style="line-height:2.5em;"></span>
 
<br/>
 
<br/>
[[Категория: История и этнография народов Юго-Восточной Азии]] [[:Категория:История и этнография народов Юго-Восточной Азии|История и этнография народов Юго-Восточной Азии]]; [[Категория:Фольклористика]] [[:Категория:Фольклористика|фольклористика]]; [[Категория:Мифология]] [[:КатегорияМифология|мифология]]; [[Категория:Этноязыкознание]] [[:Категория:Этноязыкознание|этноязыкознание]];
+
[[Категория: История и этнография народов Юго-Восточной Азии]] [[:Категория:История и этнография народов Юго-Восточной Азии|История и этнография народов Юго-Восточной Азии]]; [[Категория:Фольклористика]] [[:Категория:Фольклористика|фольклористика]]; [[Категория:Мифология]] [[:Категория:Мифология|мифология]];  
 +
[[Категория:Этноязыкознание]] [[:Категория:Этноязыкознание|этноязыкознание]];
 
[[Категория:История материальной культуры]] [[:Категория:История материальной культуры|история материальной культуры]];
 
[[Категория:История материальной культуры]] [[:Категория:История материальной культуры|история материальной культуры]];
 
[[Категория:Этнорелигиоведение]] [[:Категория:Этнорелигиоведение|этнорелигиоведение]];
 
[[Категория:Этнорелигиоведение]] [[:Категория:Этнорелигиоведение|этнорелигиоведение]];

Версия 14:25, 28 января 2017

21 февраля 1955, Ленинград

Биография, образование, карьера:

MStanukovich.JPG

Из семьи ученых. Мать — Т.В. Станюкович, полевой этнограф-славист, историк науки. В 1977 г. закончила тагальское отделение кафедры китайской филологии Восточного факультета ЛГУ. Одновременно училась на кафедре этнографии Исторического факультета ЛГУ. Учителя в науке: Г.Е. Рачков, Б.Н. Путилов, H.C. Conklin (Г.С. Конклин), Е.В. Ревуненкова. В 1978 г. поступила в аспирантуру Института Этнографии АН СССР (Ленинградская часть). В 1982 г. там же защитила кандидатскую диссертацию «Историческая типология и этнокультурные связи героического эпоса ифугао, Филиппины». Участвовала в подготовке собрания сочинений Н.Н. Миклухо-Маклая (Подготовка критического текста и текстологический комментарий к: Миклухо-Маклай Н.Н. Путешествия в Западной Микронезии и Северной Меланезии. Собр. соч., т. 4, М. 1994). В 1981—2007 гг. — младший научный сотрудник, старший научный сотрудник ИЭ, МАЭ РАН. С 2007 г. — заведующая отделом Австралии, Океании, Индонезии и Филиппин МАЭ РАН. Совместительство: с 1977 по 2007 гг. вела курсы по тагальскому разговорному, этнографии, фольклору, истории и географии Филиппин на Восточном факультете ЛГУ/СПбГУ. Полевая работа в Центральной Азии, Казахстане, Дагестане, на Кубе (1976—1992 гг.), на Филиппинах (1994—2017 гг.) и в Камбодже (с 2015 г). Привезла в МАЭ более тысячи коллекционных предметов. Основатель и ответственный редактор серии «Маклаевский сборник» (с 2008 г.). С 2013 г. руководит группой по созданию электронного корпуса филиппинских ритуальных фольклорных текстов с мультимедийной базой полевых материалов. Организатор первой международной конференции по Филиппинам в СПб (2009 г.), серии научных конференций и секций по культуре юга Азиатско-Тихоокеанского региона и этноботанике. Выступала с лекциями в США (Yale University, 1992 г.; University of Hawaii, 2003 г.) и на Филиппинах (University of the Philippines, 2006 г.; National museum of the Philippines, 2012 г.), приглашенный профессор в Японии (Minpaku, 2010—2011 гг.) и Великобритании (Coventry University, UK, 2013—2016 гг.). Член международной редколлегии ‘The Journal of History’ (Филиппины).


Сфера научны интересов:
История и этнография народов Юго-Восточной Азии; фольклористика; мифология; этноязыкознание; история материальной культуры; этнорелигиоведение; этноботаника; полевая этнография, архаический ритуальный эпос, теоретическое шаманство, символика материальной культуры народов Филиппин.


Основные научные достижения:

Открыла и описала архаическую систему ритуальных эпических жанров бесписьменных горных народов ифугао и яттука (йаттука), Филиппины. Опубликовала серию работ по проблемам историко-культурного, этнического и социального развития Филиппин и этноботанике Юго-Восточной Азии.


Членство в научных организациях и союзах:

Член Ассоциации антропологов и этнологов России, член правления общества Нусантара, член международного консультативного совета экспертов University of Cambridge World Oral Literature Project “Voices of Vanishing worlds”, ассоциированный научный сотрудник Национального музея Филиппин (National Museum, Manila, Philippines), член филиппинских и международных профессиональных ассоциаций: Anthropological Association of the Philippines, Ugnayang Pang-Aghamtao, International Advisory Board on Religions, Ateneo Center for Asian Studies (ACAS), Manila, пожизненный член Historical Association of the Philippines, член European Association of the South-East Asian Studies, the International Association for Comparative Mythology, International Society for Academic Research on Shamanism (ISARS), International Society for Hunter Gatherer Research.


Основные публикации:

• Эпос и обряд у горных народов Филиппин /Советская этнография. 1981. № 5. С. 72—83;

• Социализация детей и подростков у ифугао (Филиппины). И.С. Кон (отв. ред) // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983. С. 205—231;

• Этнографическая наука на Филиппинах // Этнографическая наука в странах Азии. Южная и Юго-Восточная Азия. М., 1993. C. 210—229;

• Staniukovich M. Peacemaking Ideology in a Headhunting Society: Hudhud, Women’s Epic of the Ifugao. // Hunters and Gatherers in the Modern World. Conflict, Resistance and Self-Determination. N.Y. — Oxford. 2000. P. 399—409;

• Когда мужчины-жрецы обращаются к духам-помощникам шаманок: эпос, любовная магия и национальные выборы на Филиппинах // Шаманизм и иные традиционные верования и практики: Материалы междунар. конгресса, посвященные памяти А.В. Анохина, Н.П. Дыренковой, С.М. Широкогорова. М., 7—12 июня 1999 г. М., 2001 (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам; Т.5, ч. 3, 2001). С. 177—192;

• Устный эпос и шаманство: проблемы этнологического исследования народов Азии // Российская наука о человеке: Вчера, Сегодня, Завтра. Материалы Международной Научной Конференции 20-23 марта 2003 г., вып. 1. СПб., 2003. С.174—185;

• Stanyukovich M.V. A living shamanistic oral tradition: Ifugao hudhud – In: the Oral Tradition Journal, vol.18 No 2, 2003. Center for Studies in Oral Tradition (CSOT), University of Missouri-Columbia, USA. P. 249—251;

• О влиянии испанской колонизации на систему питания народов Филиппин // Проблемы этнографии и истории культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона. СПб., 2004. С. 348—365;

• R.F. Barton, an outstanding American anthropologist, as a Research Fellow of the Institute of Anthropology and Ethnography, Leningrad, 1930—1940 // Russian-American Links: 300 Years of Cooperation. SPb.: Академический проект, 2004. P. 34—49;

• Новые поступления по Филиппинам: критерии сбора и состав коллекций № 7161 и № 7315 // Культура и быт австронезийских народов. Сборник МАЭ, т. LIII, СПб.: МАЭ РАН, 2007. С. 237—299;

• Эпическое сказание ифугао «Алигуён, сын Биненуахена»: сюжет, персонажи и топонимы. Станюкович М.В., отв. ред. и сост. // Индонезийцы и их соседи. Festschrift Е.В. Ревуненковой и А.К.Оглоблину. (Маклаевский сб., Вып. 1) СПб.: МАЭ РАН 2008. С. 223—243;

• «Сын бетельного ореха и листа бетеля»: символика Areca Catechu и Piper Betle в фольклоре и традиционной культуре ифугао и других народов Филиппин. Колосова В.Б., ред. // Этноботаника. Acta Linguistica Petropolitana. Т. VI, ч. 1, СПб, Наука. 2010. С. 306—340;

• Эпос и память живых и мертвых // Классический фольклор сегодня: Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Б.Н. Путилова. Иванова Т.Г., отв. ред..СПб.: Дмитрий Буланан, 2011. С. 472—491;

• История филиппинистики в России: взгляд из Санкт-Петербурга // Pilipinas muna! Филиппины прежде всего: К 80-летию Геннадия Евгеньевича Рачкова. Станюкович М.В., отв. ред. и сост. СПб.: МАЭ РАН, 2011 (Маклаевский сборник. Вып. 4). 2011. С. 21—58;

• Stanyukovich M. Ifugao ethnographic art and its symbolism in hudhud oral epics (with references to collections of St.Petersburg, Russia and Goteburg, Sweden). I. Kopania, ed. // Southeast Asia: Studies in Art, Cultural Heritage and Artistic Relations with Europe. Polish Institute of Art Studies & Tako Publishing House, Warsaw-Torun 2012. P. 77—84;

• Stanyukovich M. Epic as a Means to Control Memory and Emotions of Gods and Humans: Ritual Implications of Hudhud Among the Yattuka and Tuwali Ifugao. Nicole Revel, ed. —Songs of Memory in Islands of Southeast Asia. Cambridge Scholars Publishing, 2013. Newcastle-upon-Tyne. P. 167—197; • Stanyukovich M. Betel, ‘Lonely Heroes’ and Magic Birth in the Philippines and Beyond: Comparative Mythology, Field Work and Folklore Corpora. Klaus Antoni, David Weiss, eds. // Sources of Mythology: Ancient and Contemporary Myths. Proceedings of the Seventh Annual International Conference on Comparative Mythology (15—17 May 2013, Tuebingen). LIT, 2014, Zurich-Berlin. P. 179—206;

• Эпос, фольклористика, национализм и прочая идеология — от России до Филиппин / Фольклор и этнокультурная идентичность. Материалы IV Международной Школы молодых фольклористов. СПб.: РИИИ, 2014. С. 85—96;

• Идеологизированный информант и «архивный юноша»-фольклорист /Антрополог глазами информанта // Информант глазами антрополога. М.: Форум, 2015. С. 38—58;

• Выстрел в молоко. Рецензия на книгу Valerie Curtis. Don't Look, Don't Touch, the Science behind Revulsion, OUP, 2013. 165 p. Антропологический Форум № 29, 2016. С. 247—268;

• Stanyukovich M.. El código somático en la cultura tradicional de Filipinas: herencia y transformaciones. Josep Martí & Laura Porzio, eds. Cuerpos y agencia en la arena social. Madrid, CSIC 2016. P. 61—80.


О ней:

• Рыбакова Л.В. Российские фольклористы: Справочник. М., Индрик, 1994. С. 123;

• Алпатов В.В. Востоковеды Москвы и Санкт-Петербурга: основные направления современных исследований, востоковедные научные центры, персоналии. М., ИВ РАН, 2000. С. 235;

• Ушаков Н.В. Бытование вещей на фотографии (На примере материалов экспедиции М.В. Станюкович на Филиппины в 2008 г.) // Австралия, Океания и Индонезия в пространстве времени и истории: Статьи по материалам Маклаевских чтений 2007–2009 гг. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 142—166 (Маклаевский сборник; Вып. 3).


Автор: М.С., ред.

Если Вы хотите участвовать в развитии и совершенствовании нашего проекта, пожалуйста, свяжитесь с нами!

Форма обратной связи

  • © РГО, 2019
  • © МАЭ РАН, 2019