Максимов Александр Николаевич
25 (13) августа 1872, г. Орёл, Российская империя— 24 апреля 1941, Москва, СССР
Биография, образование, карьера:
Родился в семье священника. Учился в орловской гимназии, потом в Московском университете; однако курса в нем не окончил. За принадлежность к нелегальной партии «Народное право» был в 1894 г. арестован и сослан на 3 года в Архангельскую губернию. Будучи в ссылке, он заинтересовался этнографией, а в конце девяностых годов он стал специализироваться в этой науке. С 1898 г. в «Этнографическом обозрении» начали систематически появляться статьи и рецензии Максимова. Одновременно в качестве постоянного сотрудника «Энциклопедического словаря» Граната помещал там статьи по этнографии. С 1918 по 1922 гг. был профессором Переднеазиатского института (впоследствии Института востоковедения), с 1919 по 1930 гг. – профессором Московского государственного университета по кафедре этнографии. С 1919 г. и до последних лет жизни был библиографом Румянцевской библиотеки (Государственной библиотеки им. В. И. Ленина), заведовал каталогом «Этнография» в научно-библиографическом отделе. После революции 1917 г. Максимов обратился к изучению ранних форм хозяйства. Исследовал собирательские стратегии австралийцев («Накануне земледелия», 1929 г.). Развивал оригинальные гипотезы происхождения скотоводства («Скотоводство малокультурных народов», 1927 г.): настаивал на примате неутилитарных мотивов в начальных процессах доместикации животных; выдвинул гипотезу о двух очагах происхождения оленеводства (северо-европейском и южно-сибирском) («Происхождение оленеводства», 1928 г.). После увольнения из университета (1930 г.) занимался только библиографической работой; им составлена обширная аннотированная картотека трудов по этнографии (до 80 тысяч каталожных карточек).
Сфера научных интересов:
Историография, источниковедение и методология этнографической науки,История и этнография народов Австралии и Океании, проблемы теории социальной эволюции, развития семьи, брака, родственных институтов, номенклатур родства, религии.
Членство в научных организациях и союзах:
С 1899 г. член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1911 года товарищ председатель, с 1924 года председатель этнографического отдела).
Основные научные достижения:
Первым в российской этнологии стал доказывать методологическую несостоятельность классического эволюционизма, отрицал стадиальную теорию социальной эволюции, концепцию родового строя как универсальной стадии истории человечества («Теория родового быта», 1913 г.), гипотезы промискуитета и группового брака, матриархата и тотемизма как универсальных стадиальных форм семьи, организации власти и религии («К вопросу о методах изучения истории семьи», 1899 г.; «Что сделано по истории семьи?», 1901 г.; «Групповой брак», 1908 г.; «К вопросу о тотемизме у народов Сибири», 1928 г.; «Материнское право в Австралии», 1930 г.). Создал обширные аналитические сводки материалов по номенклатурам родства и системам секций и подсекций австралийцев-аборигенов («Брачные классы австралийцев», 1909 г.; «Системы родства австралийцев», 1912 г.). Искал новые интерпретации обычая кувады («Несколько слов о куваде», 1900 г.). Предложил объяснять функциональный смысл обычаев избегания стремлением предотвращать возможные конфликты между свойственниками («Ограничения отношений между одним из супругов и родственниками другого», 1908 г.). Исследовал культурные параллели в обычаях трансвестизма в Северно-Восточной Сибири и Северной Америке («Превращение пола», 1912 г.).
Основные публикации:
· К вопросу о методах изучения истории семьи // Этнографическое обозрение. 1899. № 4. С. 1–35.
· Несколько слов о куваде // Этнографическое обозрение. 1900. № 1. С. 90–105.
· Что сделано по истории семьи? Очерк современного положения вопроса о первобытных формах семьи и брака. Издание В. Линд и Д. Байкова. М.: Типолитография В. Рихтер, 1901.
· Из истории семьи у русских инородцев // Этнографическое обозрение. 1902. № 1. С. 41–76.
· Мак-Леннан и Морган // Этнографическое обозрение. 1906. № 3–4. С. 302–311.
· Ограничение отношений между одним из супругов и родственниками другого // Этнографическое обозрение. 1908, № 1–2. С. 1–77.
· Групповой брак // Этнографическое обозрение. 1908. № 3. С. 1–48.
· Об одном свадебном обряде // Этнографическое обозрение. 1908. № 4. С. 127–133.
· Брачные классы австралийцев // Этнографическое обозрение. 1909. № 2–3. С. 1–32.
· Современное положение этнографии и ее успехи // Этнографическое обозрение. 1909. № 4. С. 9–22.
· Системы родства австралийцев // Этнографическое обозрение. 1912. № 1–2. С. 35–100.
· Превращение пола // Русский антропологический журнал. 1912. № 1. С. 1–19.
· Теория родового быта. Сборник в честь 70-летия Д. Н. Анучина. М.: И.Н. Кушнерев и К., 1913.
· Научные методы В. Ф. Миллера // Этнографическое обозрение. 1913. № 3–4. С. 35–46.
· Работы М. М. Ковалевского в области первобытного права // Этнографическое обозрение. 1916. № 1—2. С. 56–66.
· Какие народы живут в России. М.: Кооп. изд-во, 1919.
· Скотоводство малокультурных народов // Ученые записки Института истории. Т. 2, М., 1927. С. 3–24.
· Происхождение оленеводства // Ученые записки Института истории. Т. 6, М., 1928. С. 3–37.
· К вопросу о тотемизме у народов Сибири // Ученые записки Института истории. Е. 7. М., 1928. С. 3–4.
· Накануне земледелия // Ученые записки Института истории т. 3, М., 1929, С. 21— 34.
· Материнское право в Австралии. М.; Л.: Госиздат, 1930.
· Этнографические труды. Избранное. Москва: Издательство Юрайт, 2019.
О нем:
· Токарев С.А. А.Н. Максимов // Советская этнография. 1947. Вып. 6/7 (библ.). С. 330-335.
· Артемова О.Ю. А. Н. Максимов и его исследования. Нетускнеющее обаяние критического ума // Максимов А.Н. Избранные труды. М.: Восточная литература, 1997 453–496.
Автор: ред.