Коновалов Алексей Владимирович
09 июня 1953, г. Ленинград, СССР — 2010, г. Санкт-Петербург, РФ
Биография, образование, карьера:
В 1975 г. окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. 11 ноября 1982 г. в Ленинградской части Института этнографии АН СССР защитил кандидатскую диссертацию «Казахи Южного Алтая: к проблеме формирования этнической группы)» (научный руководитель – Б. З. Гамбург). В 1975-1985 гг. - научный сотрудник, старший научный сотрудник Государственного музея этнографии народов СССР. В 1985-2001 гг. работал в Государственном музее истории религии в должности старшего научного сотрудника, заведующего сектором, заведующего отделом, заведующего научной частью, главного научного сотрудника музея. В 2001-2010 гг. – главный научный сотрудник, заведующий отделом, заместитель директора Российского этнографического музея. В 1999-2004 гг. – ассистент, в 2004-2009 гг. – доцент кафедры этнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Являлся организатором научных конференций. Автор более 80 научных публикаций.
Сфера научных интересов:
История и этнография народов Центральной Азии,Этномузееведение (этнос и религия), этнография казахской диаспоры, традиционный ритуал, миф в российской истории.
Основные научные достижения:
Выявлены основные факторы (экологический, иноэтническое окружение, изолированность), оказавшие влияние на формирование этнической специфики казахов Южного Алтая. Проанализированы основные элементы традиционной ритуальной сферы жизненного цикла казахской диаспоры (Алтай, Узбекистан, Туркменистан), проведен опыт реконструкции некоторых архаических элементов мировоззрения казахов на материалах собранных легенд и преданий. В рамках многочисленных общих и различных культурных черт шаманов и «иных» сновидцев определена особая дифференцирующая роль самосознания баксы (шамана) и его признание в данном статусе со стороны окружающих. Охарактеризованы возможные принципы понятия «этнографический предмет» и «комплекс этнографических предметов». Рассмотрены отдельные мифологические факторы, которые наряду с экономическими, социальными и т. д. определяли развитие отдельных этапов российской истории.
Основные публикации:
· Казахи южного Алтая. Алма-Ата: Наука, 1986.
· Казахская мантика // Научно-атеистические исследования в музеях. Л.: Изд-во Государственного музея истории религии, 1988. С. 156-162;
· Опыт реконструкции элементов традиционного мировоззрения казахов // Реконструкции древних верования. Источники, метод, цель. СПб.: Изд-во Государственного музея истории религии, 1991. С.156-162.
· Традиционные обряды казахов, связанные со смертью // Ритуал и ритуальный предмет.- СПб.: Изд-во Государственного музея истории религии, 1995. С.137-143.
· Шаманы и шаманствующие: характеристики маргинальной группы казахов // Сакральное в истории культуры. СПб.: Изд-во Государственного музея истории религии, 1997. С. 44-57;
· Миф и ритуал в контексте литературного произведения // Религия в историко-культурном контексте. СПб.: Изд-во Государственного музея истории религии, 1998. С. 117-122.
· Функции вещей в похоронно-поминальной обрядности казахов // Религия и традиционная культура. СПб.: Изд-во Государственного музея истории религии, 2000. С. 68-74.
· Нищета в системе конфессиональной культуры // Христианский мир: религия, культура, этнос. СПб.: Изд-во Российского этнографического музея; Изд-во Государственного музея истории религии, 2000. С. 128-130.
О нем:
• Калыш А. Б., Рахимов Е. К. Вклад А. В. Коновалова в разработку казахской диаспоры России // Электронный научный журнал «edu.e-history.kz». 2016. №1(05). С. 1-8.
• http://edu.e-history.kz/ru/publications/view/425
Автор: ред.