Бурнаков Венарий Алексеевич: различия между версиями
Matveeva (обсуждение | вклад) (Новая страница: «=== '''08.03.1976, г. Абакан''' === '''''Биография, образование, карьера:''''' Из семьи служащих. В 1994-1999…») |
(→{{ДатаРождения|08|03|1976}}, г. Абакан, республика Хакасия, СССР) |
||
(не показано 25 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | === '''08 | + | === '''{{ДатаРождения|08|03|1976}}, г. Абакан, республика Хакасия, СССР''' === |
'''''Биография, образование, карьера:''''' | '''''Биография, образование, карьера:''''' | ||
+ | [[Файл:Burnakov.jpg|300px|справа]] | ||
+ | В период с 1994 по 1999 гг. студент исторического факультета Томского ГУ. | ||
+ | Ученик [[Пелих_Галина_Ивановна|Г.И. Пелих]]. В 1999-2002 гг. - аспирант ИАЭТ СО РАН, в 2002-2004 гг. - младший научный сотрудник, в 2004-2008 гг. - научный сотрудник, с 2008 г. - старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. В 2002 г. состоялась защита кандидатской диссертации на тему «“Мир невидимых” по традиционным воззрениям хакасов (духи среднего мира в хакасских традиционных представлениях XIX–XX вв.» | ||
+ | (научные руководители – И.Н. Гемуев, В.Я. Бутанаев). С 2003 г. проводит полевые изыскания на территории Республики Хакасии и Республики Алтай. Читает спецкурсы для студентов гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета (специализация «Этнография. Этнология. Социальная и культурная антропология»). | ||
− | |||
+ | '''''Сфера научных интересов:''''' | ||
+ | <span style="line-height:2.5em;"></span> | ||
+ | <br/> | ||
+ | [[Категория:История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока]] [[:Категория:История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока|История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока]]; [[Категория:История и этнография тюркских народов]] [[:Категория:История и этнография тюркских народов|история и этнография тюркских народов]]; [[Категория:Фольклористика]] [[:Категория:Фольклористика|фольклористика]]; | ||
+ | [[Категория:Этнорелигиоведение]] [[:Категория:Этнорелигиоведение|этнорелигиоведение]]; | ||
+ | [[Категория:Традиционная культура]] [[:Категория:Традиционная культура|традиционная культура]]; культура народов Сибири. | ||
− | |||
− | + | '''''Основные научные достижения:''''' | |
+ | |||
+ | Дана сравнительная оценка и проведена типология сакральных мест народов Западной Сибири; воссозданы и классифицированы практики, связанные с почитанием природных объектов – деревьев, источников, камней и скал; прослежены механизмы включения традиционных сакральных объектов в современные рекреационные инфраструктуры Сибири. Работа с сакральными объектами стала частью многолетней программы по картированию и каталогизации святилищ народов Сибири, а системное описание сакральных мест осуществляется на материалах славянских, тюркских, финно-угорских сообществ региона. Основой подобных исследований является структурная характеристика традиционного мировоззрения коренного населения. Типологический анализ позволил выявить общее и особенное в почитании таких объектов природы, как источники, деревья, камни и скалы у коренных и славянских народов Сибири. Устойчивым для сибирской народно-православной традиции было почитание святых мест – прежде всего водных источников, отмеченных символикой животворящего начала. В условиях фронтира в культуру русских также вошло почитание горных вершин. Сакрализация, являясь частью освоения пространства, часто сопровождалась явлением синкретизации и архаизации. Кроме того, характерной чертой ряда неорелигиозных течений России и зарубежья стала привязка провозглашаемых ими культов к Сибири как к территории, с которой начнется духовное возрождение всего человечества. Исследования, ориентированные на этнокультурное картирование, также позволили констатировать феномен локальных (надэтнических) святынь для многих регионов Сибири. Включение сакральных объектов в современные инфраструктуры Сибири актуализирует процесс мифотворчества, а современность рождает все новые и новые образы, которые играют роль региональных и этнополитических символов. | ||
Строка 14: | Строка 24: | ||
В 2007 г. награжден медалью и премией РАН для молодых ученых за монографию «Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов». | В 2007 г. награжден медалью и премией РАН для молодых ученых за монографию «Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов». | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''''Членство в научных организациях и союзах:''''' | ||
+ | |||
+ | Член Новосибирского отделения Русского географического общества. | ||
'''''Основные публикации:''''' | '''''Основные публикации:''''' | ||
− | • Этническая группа сибирского мегаполиса: взаимодействие культур, особенности поликультурного и национального образования. Новосибирск, 2003 | + | • Этническая группа сибирского мегаполиса: взаимодействие культур, особенности поликультурного и национального образования. Новосибирск, 2003; |
− | • Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск, 2006 | + | • Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск, 2006; |
− | • Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность. Новосибирск, 2006 | + | • Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность. Новосибирск, 2006; |
• Шаман в традиционной культуре хакасов // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы III межрегиональной конференции. Новосибирск, 2006. С. 106-109; | • Шаман в традиционной культуре хакасов // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы III межрегиональной конференции. Новосибирск, 2006. С. 106-109; | ||
Строка 30: | Строка 45: | ||
• Традиционные представления хакасов о душе // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 1. С. 151-159; | • Традиционные представления хакасов о душе // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 1. С. 151-159; | ||
− | • Культ гор и экологические традиции хакасов // Экология древних и традиционных обществ: Доклады конференции. Вып. 3. Тюмень, 2007. С.240-243. | + | • Культ гор и экологические традиции хакасов // Экология древних и традиционных обществ: Доклады конференции. Вып. 3. Тюмень, 2007. С.240-243; |
+ | |||
+ | • Ребенок в системе традиционных верований хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 5; | ||
+ | |||
+ | • Жилище в традиционных верованиях и обрядности // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 7; | ||
+ | |||
+ | • Эрлик-хан в традиционном мировоззрении хакасов // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. № 1 (45); | ||
+ | |||
+ | • Каменное изваяние Улуг Хуртуях Тас в сакральном пространстве хакасов // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012. № 3 (37); | ||
+ | |||
+ | • Медведь в традиционном мировоззрении хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 3; | ||
+ | |||
+ | • Одежда в обрядовой практике хакасских шаманов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 7; | ||
+ | |||
+ | • Ткань в ритуальной практике хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 5; | ||
+ | |||
+ | • Традиционные представления хакасов о собаке (конец XIX – середина XX в.) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2012. № 2; | ||
+ | |||
+ | • Атмосферные явления в традиционных представлениях хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 3; | ||
+ | |||
+ | • Образ Неба в традиционном мировоззрении хакасов // Вестник Новосибирского госудрственного ун-та. Сер.: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 5; | ||
+ | |||
+ | • Камень в мировоззрении хакасов (конец XIX – XX век) // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 7; | ||
+ | |||
+ | • Аба тос – медвежий фетиш в традиционных представлениях и обрядовой практике хакасов (конец XIX – середина XX века) // Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2016. № 1 (32); | ||
+ | |||
+ | • Зооморфные фетиши – тoс’ы в традиционной обрядовой практике хакасов (конец XIX – середина XX в.) // Религиоведение, 2016. | ||
+ | |||
+ | '''''Автор:''''' В.Б., ред. | ||
− | + | [[en:Burnakov_Venary_Alekseevich]] |
Текущая версия на 20:12, 3 июня 2019
08 марта 1976, г. Абакан, республика Хакасия, СССР
Биография, образование, карьера:
В период с 1994 по 1999 гг. студент исторического факультета Томского ГУ. Ученик Г.И. Пелих. В 1999-2002 гг. - аспирант ИАЭТ СО РАН, в 2002-2004 гг. - младший научный сотрудник, в 2004-2008 гг. - научный сотрудник, с 2008 г. - старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. В 2002 г. состоялась защита кандидатской диссертации на тему «“Мир невидимых” по традиционным воззрениям хакасов (духи среднего мира в хакасских традиционных представлениях XIX–XX вв.» (научные руководители – И.Н. Гемуев, В.Я. Бутанаев). С 2003 г. проводит полевые изыскания на территории Республики Хакасии и Республики Алтай. Читает спецкурсы для студентов гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета (специализация «Этнография. Этнология. Социальная и культурная антропология»).
Сфера научных интересов:
История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; история и этнография тюркских народов; фольклористика; этнорелигиоведение; традиционная культура; культура народов Сибири.
Основные научные достижения:
Дана сравнительная оценка и проведена типология сакральных мест народов Западной Сибири; воссозданы и классифицированы практики, связанные с почитанием природных объектов – деревьев, источников, камней и скал; прослежены механизмы включения традиционных сакральных объектов в современные рекреационные инфраструктуры Сибири. Работа с сакральными объектами стала частью многолетней программы по картированию и каталогизации святилищ народов Сибири, а системное описание сакральных мест осуществляется на материалах славянских, тюркских, финно-угорских сообществ региона. Основой подобных исследований является структурная характеристика традиционного мировоззрения коренного населения. Типологический анализ позволил выявить общее и особенное в почитании таких объектов природы, как источники, деревья, камни и скалы у коренных и славянских народов Сибири. Устойчивым для сибирской народно-православной традиции было почитание святых мест – прежде всего водных источников, отмеченных символикой животворящего начала. В условиях фронтира в культуру русских также вошло почитание горных вершин. Сакрализация, являясь частью освоения пространства, часто сопровождалась явлением синкретизации и архаизации. Кроме того, характерной чертой ряда неорелигиозных течений России и зарубежья стала привязка провозглашаемых ими культов к Сибири как к территории, с которой начнется духовное возрождение всего человечества. Исследования, ориентированные на этнокультурное картирование, также позволили констатировать феномен локальных (надэтнических) святынь для многих регионов Сибири. Включение сакральных объектов в современные инфраструктуры Сибири актуализирует процесс мифотворчества, а современность рождает все новые и новые образы, которые играют роль региональных и этнополитических символов.
Награды, звания:
В 2007 г. награжден медалью и премией РАН для молодых ученых за монографию «Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов».
Членство в научных организациях и союзах:
Член Новосибирского отделения Русского географического общества.
Основные публикации:
• Этническая группа сибирского мегаполиса: взаимодействие культур, особенности поликультурного и национального образования. Новосибирск, 2003;
• Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск, 2006;
• Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность. Новосибирск, 2006;
• Шаман в традиционной культуре хакасов // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы III межрегиональной конференции. Новосибирск, 2006. С. 106-109;
• Образ демонического существа Мусмал в традиционных воззрениях хакасов // Памяти И.Н. Гемуева. Новосибирск, 2007. С. 97-103;
• Традиционные представления хакасов о душе // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 1. С. 151-159;
• Культ гор и экологические традиции хакасов // Экология древних и традиционных обществ: Доклады конференции. Вып. 3. Тюмень, 2007. С.240-243;
• Ребенок в системе традиционных верований хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 5;
• Жилище в традиционных верованиях и обрядности // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 7;
• Эрлик-хан в традиционном мировоззрении хакасов // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. № 1 (45);
• Каменное изваяние Улуг Хуртуях Тас в сакральном пространстве хакасов // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012. № 3 (37);
• Медведь в традиционном мировоззрении хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 3;
• Одежда в обрядовой практике хакасских шаманов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 7;
• Ткань в ритуальной практике хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 5;
• Традиционные представления хакасов о собаке (конец XIX – середина XX в.) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2012. № 2;
• Атмосферные явления в традиционных представлениях хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 3;
• Образ Неба в традиционном мировоззрении хакасов // Вестник Новосибирского госудрственного ун-та. Сер.: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 5;
• Камень в мировоззрении хакасов (конец XIX – XX век) // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 7;
• Аба тос – медвежий фетиш в традиционных представлениях и обрядовой практике хакасов (конец XIX – середина XX века) // Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2016. № 1 (32);
• Зооморфные фетиши – тoс’ы в традиционной обрядовой практике хакасов (конец XIX – середина XX в.) // Религиоведение, 2016.
Автор: В.Б., ред.