Архивы спасают мир: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 5: | Строка 5: | ||
Любая наука – это, прежде всего, исследователи. Но даже специалисты далеко не всегда знают всех тех, кто работал в той же области, кто занимался изучением тех же вопросов ранее, а если и знают, то в основном лишь как авторов статей, по фамилиям и инициалам, не представляя себе, что они были за люди. | Любая наука – это, прежде всего, исследователи. Но даже специалисты далеко не всегда знают всех тех, кто работал в той же области, кто занимался изучением тех же вопросов ранее, а если и знают, то в основном лишь как авторов статей, по фамилиям и инициалам, не представляя себе, что они были за люди. | ||
− | [[Файл: | + | [[Файл:Archivessavetheworld01.jpg|frame]] |
Сотрудники Музея антропологии и этнографии (МАЭ) имени Петра Великого Российской академии наук, больше известного как Кунсткамера, первыми в стране решили вернуть человеческое лицо своей науке, сохранив её историю в доступной форме, – их онлайн-проект «Отечественные этнографы и антропологи. XX век» должен объединить в себе массу материала по истории отечественной этнографии и антропологии. | Сотрудники Музея антропологии и этнографии (МАЭ) имени Петра Великого Российской академии наук, больше известного как Кунсткамера, первыми в стране решили вернуть человеческое лицо своей науке, сохранив её историю в доступной форме, – их онлайн-проект «Отечественные этнографы и антропологи. XX век» должен объединить в себе массу материала по истории отечественной этнографии и антропологии. | ||
− | |||
− | |||
За основу был взят труд известного отечественного этнографа и историка науки Александра Михайловича Решетова (1932–2009) «Материалы к биобиблиографическому словарю российских этнографов и антропологов. XX век», над которым автор работал последние десять лет своей жизни. По словам коллег Решетова, он был настоящим хранителем русской этнографии, уделявшим большое внимание не только исследованиям, но и самим ученым, чьи судьбы зачастую складывались трагически. Книга, которая вышла уже после смерти Решетова, включает в себя 820 статей, посвященных отечественным этнографам XX века. «По сути, это почти что все российские специалисты, ведь как наука этнография сложилась лишь в конце XIX века», – рассказывает руководитель проекта, профессор, заместитель директора МАЭ по научной работе, Ефим Анатольевич Резван. | За основу был взят труд известного отечественного этнографа и историка науки Александра Михайловича Решетова (1932–2009) «Материалы к биобиблиографическому словарю российских этнографов и антропологов. XX век», над которым автор работал последние десять лет своей жизни. По словам коллег Решетова, он был настоящим хранителем русской этнографии, уделявшим большое внимание не только исследованиям, но и самим ученым, чьи судьбы зачастую складывались трагически. Книга, которая вышла уже после смерти Решетова, включает в себя 820 статей, посвященных отечественным этнографам XX века. «По сути, это почти что все российские специалисты, ведь как наука этнография сложилась лишь в конце XIX века», – рассказывает руководитель проекта, профессор, заместитель директора МАЭ по научной работе, Ефим Анатольевич Резван. | ||
Даже просто сохранить историческое наследие отечественной этнографии – это уже само по себе хорошее дело. В действительности же «Отечественные этнографы и антропологи. XX век» могут стать примером для других наук, для которых тоже крайне важно не забывать собственную историю. По мнению профессора Резвана, с которым сложно не согласиться, многие нынешние проблемы современной российской науки возникли из-за того, что связь между поколениями ученых оказалась утрачена, исчезли многие научные школы, а приходящая в науку новая молодежь практически ничего не знает о тех, по чьим учебникам она учится. «Мы не потеряем свою науку только в том случае, если сможем правильно оценить, инвентаризировать и использовать гигантский объем научной информации, созданный в рамках отечественной науки советского периода. Для привлечения в науку молодежи чрезвычайно важно рассказывать правду о том, как, в каких условиях, кем делалась великая наука», – считает ученый. | Даже просто сохранить историческое наследие отечественной этнографии – это уже само по себе хорошее дело. В действительности же «Отечественные этнографы и антропологи. XX век» могут стать примером для других наук, для которых тоже крайне важно не забывать собственную историю. По мнению профессора Резвана, с которым сложно не согласиться, многие нынешние проблемы современной российской науки возникли из-за того, что связь между поколениями ученых оказалась утрачена, исчезли многие научные школы, а приходящая в науку новая молодежь практически ничего не знает о тех, по чьим учебникам она учится. «Мы не потеряем свою науку только в том случае, если сможем правильно оценить, инвентаризировать и использовать гигантский объем научной информации, созданный в рамках отечественной науки советского периода. Для привлечения в науку молодежи чрезвычайно важно рассказывать правду о том, как, в каких условиях, кем делалась великая наука», – считает ученый. | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Archivessavetheworld02.jpg |frame|Александр Михайлович Решетов (1932—2009)]] | ||
А если посмотреть еще шире, то становится понятно, что многих геополитических проблем в современном мире можно было бы избежать, если бы мы в целом лучше знали историю народов и их взаимоотношений, их нравы и обычаи. «Мы расстраиваемся, узнав о вымирании очередного вида животных, и можем не заметить, как исчез целый народ», – говорит Ефим Анатольевич Резван. По его словам, чтобы сохранить мир на Земле, нужны не столько баллистические ракеты, сколько этнография, занимающаяся культурной и духовной жизнью разных этносов, их бытом и нравами, взаимодействием с представителями других народов. Для такой многонациональной страны, как наша, это вопрос крайне важный, но как разобраться, с чего начать изучение истории хотя бы своего собственного народа? | А если посмотреть еще шире, то становится понятно, что многих геополитических проблем в современном мире можно было бы избежать, если бы мы в целом лучше знали историю народов и их взаимоотношений, их нравы и обычаи. «Мы расстраиваемся, узнав о вымирании очередного вида животных, и можем не заметить, как исчез целый народ», – говорит Ефим Анатольевич Резван. По его словам, чтобы сохранить мир на Земле, нужны не столько баллистические ракеты, сколько этнография, занимающаяся культурной и духовной жизнью разных этносов, их бытом и нравами, взаимодействием с представителями других народов. Для такой многонациональной страны, как наша, это вопрос крайне важный, но как разобраться, с чего начать изучение истории хотя бы своего собственного народа? | ||
Строка 28: | Строка 28: | ||
Источник: [https://www.nkj.ru/news/28941/ nkj.ru] | Источник: [https://www.nkj.ru/news/28941/ nkj.ru] | ||
+ | |||
+ | [[en:Archives_save_the_world]] |
Текущая версия на 21:55, 7 мая 2019
09.06.2016
В петербургской Кунсткамере создают уникальную интернет-энциклопедию отечественных этнографов.
Любая наука – это, прежде всего, исследователи. Но даже специалисты далеко не всегда знают всех тех, кто работал в той же области, кто занимался изучением тех же вопросов ранее, а если и знают, то в основном лишь как авторов статей, по фамилиям и инициалам, не представляя себе, что они были за люди.
Сотрудники Музея антропологии и этнографии (МАЭ) имени Петра Великого Российской академии наук, больше известного как Кунсткамера, первыми в стране решили вернуть человеческое лицо своей науке, сохранив её историю в доступной форме, – их онлайн-проект «Отечественные этнографы и антропологи. XX век» должен объединить в себе массу материала по истории отечественной этнографии и антропологии.
За основу был взят труд известного отечественного этнографа и историка науки Александра Михайловича Решетова (1932–2009) «Материалы к биобиблиографическому словарю российских этнографов и антропологов. XX век», над которым автор работал последние десять лет своей жизни. По словам коллег Решетова, он был настоящим хранителем русской этнографии, уделявшим большое внимание не только исследованиям, но и самим ученым, чьи судьбы зачастую складывались трагически. Книга, которая вышла уже после смерти Решетова, включает в себя 820 статей, посвященных отечественным этнографам XX века. «По сути, это почти что все российские специалисты, ведь как наука этнография сложилась лишь в конце XIX века», – рассказывает руководитель проекта, профессор, заместитель директора МАЭ по научной работе, Ефим Анатольевич Резван.
Даже просто сохранить историческое наследие отечественной этнографии – это уже само по себе хорошее дело. В действительности же «Отечественные этнографы и антропологи. XX век» могут стать примером для других наук, для которых тоже крайне важно не забывать собственную историю. По мнению профессора Резвана, с которым сложно не согласиться, многие нынешние проблемы современной российской науки возникли из-за того, что связь между поколениями ученых оказалась утрачена, исчезли многие научные школы, а приходящая в науку новая молодежь практически ничего не знает о тех, по чьим учебникам она учится. «Мы не потеряем свою науку только в том случае, если сможем правильно оценить, инвентаризировать и использовать гигантский объем научной информации, созданный в рамках отечественной науки советского периода. Для привлечения в науку молодежи чрезвычайно важно рассказывать правду о том, как, в каких условиях, кем делалась великая наука», – считает ученый.
А если посмотреть еще шире, то становится понятно, что многих геополитических проблем в современном мире можно было бы избежать, если бы мы в целом лучше знали историю народов и их взаимоотношений, их нравы и обычаи. «Мы расстраиваемся, узнав о вымирании очередного вида животных, и можем не заметить, как исчез целый народ», – говорит Ефим Анатольевич Резван. По его словам, чтобы сохранить мир на Земле, нужны не столько баллистические ракеты, сколько этнография, занимающаяся культурной и духовной жизнью разных этносов, их бытом и нравами, взаимодействием с представителями других народов. Для такой многонациональной страны, как наша, это вопрос крайне важный, но как разобраться, с чего начать изучение истории хотя бы своего собственного народа?
Чтобы сделать сайт удобным не только для ученых, но и для всех желающих, его авторы пошли по пути вики-энциклопедии (англ. wiki), структуру и содержимое которой пользователи – специалисты-этнографы и антропологи – смогут самостоятельно изменять с помощью инструментов самого сайта. На нём будет легко найти специалистов по разным областям науки и ознакомиться с их трудами – а заодно узнать, в каких порой непростых условиях, особенно в удаленных районах страны, приходилось работать отечественным этнографам.
Проект, грант на который выделило Русское географическое общество, должен быть закончен через год. За это время предстоит перевести в электронный формат книгу Решетова, актуализировать приведенную в ней информацию и дополнить её еще 120 статьями о специалистах-этнографах, работавших на территории России и стран бывшего СССР. Большую часть работы выполнят сотрудники Кунсткамеры, а помогать им будут коллеги из других академических и музейных учреждений Санкт-Петербурга, Москвы, Уфы, Екатеринбурга, Киргизии, Белоруссии и других стран постсоветского пространства и дальнего зарубежья.
На следующем этапе будет создана англоязычная версия, которая позволит зарубежным коллегам больше узнать об отечественной этнографии. Постепенно «Отечественные этнографы и антропологи...» будут пополняться новыми именами, не только прошлого, но и настоящего. Таким образом, речь идет не только о сохранении памяти об исследователях прошлого, но и о создании современной среды научного взаимодействия, которая будет полезна всем, а не только специалистам в области этнографии и антропологии. В частности, нужных экспертов по различным темам здесь смогут найти журналисты, желающие получить грамотные комментарии.
С оригинальной работой А.М. Решетова можно ознакомиться на сайте Музея антропологии и этнографии.
Автор: Юлия Смирнова
Источник: nkj.ru