Шнейдеров Владимир Адольфович
28 (15) июня 1900, Москва, Российская империя — 1973, Москва, СССР
Биография, образование, карьера:
Потомок известного немецкого портного, переехавшего в Россию несколько столетий назад и получившего свою фамилию от рода деятельности. Его отец стал одним из основателей рекламы в России. В юности, будучи простым матросом, отцу В.А. Шнейдерова удалось совершить кругосветное путешествие. Именно он прививает сыну любовь к природе, путешествиям.
В 1917 г. Шнейдеров закончил реальное училище, вступил добровольцем в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, где руководил группой велосипедистов, которая усердно помогала революционерам, разнося срочные сообщения. Вскоре его отправляют на гражданские работы и поручают создать и возглавить первую школу механизаторов-трактористов.
1920 г. в жизни Шнейдерова становится поворотным: киноателье известного режиссера, сценариста, создателя кинопромышленности А. А. Ханжонкова приглашает его руководить монтажным цехом. Здесь он вплотную занимается кинематографическим делом, изучая, пересматривая, воссоздавая дореволюционные кадры российских и зарубежных операторов и, тем самым, предоставляя зрителям возможность посредством киноэкрана путешествовать по разным странам.
В 1928 г. после создания акционерного общества «Пролеткино» Шнейдеров оставляет прежнюю работу и вплотную занимается выпуском и прокатом фильмов воспитательного характера для рабочих клубов. Шнейдеров зарекомендовал себя как организатор «Пролеткино», но, решив освоить кинематографию, пробует себя как монтажер, занимаясь по большей части монтажом короткометражных фильмов по Северной Азии. Вскоре он увлекся съемкой короткометражных фильмов, которые он создавал, разъезжая по стране. Известны два фильма, снятые в 1924 г., это картины просветительского характера: «По Узбекистану», «По Самарканду».
В 1925 г. он принимает участие в советской авиационной экспедиции по маршруту Москва – Пекин – Токио. Организатор полета, комиссар военно-учебных заведений Военно-воздушных Сил Красной армии И. П. Шмидт, открыто заявил, что, если из подготовленных к полету шести машин хотя бы две дойдут до пункта назначения, то это можно считать успехом. Съемочная группа, которая должна была сопровождать экспедицию, отказалась от поездки, и только Шнейдеров согласился отправиться в полет и зафиксировать его на кинопленке. Экспедиция, оказавшаяся в заголовках крупнейших мировых газет, легла в основу фильма «Великий перелет».
Три года спустя Шнейдеров вместе с оператором И. М. Толчаном (1901–1989). совершают путешествие по Памиру в составе советско-германской научной экспедиции. Результатом стал фильм «Подножие смерти».
Летом 1929 г. «Межрабпром-фильм» совместно с германской компанией «Прометеус» отправил в Йемен киноэкспедицию для изготовления картины, «которая показала бы без прикрас и без неправдоподобной экзотики повседневный быт и героическую борьбу за независимость свободного арабского государства». Результатом работы экспедиции стало появление 5-ти фильмов «Эль-Йемен» (1929), «Мокко» (1930), «Сана» (1930), «Ходейда» (1930), «Ка-Яхуд», (1930) и книга «Эль-Йемен» Шнейдерова, вышедшая в свет в 1931 году. Оператором фильмов был И. М. Толчан (1901–1989).
В 1932 г. новая экспедиция под руководством Шнейдерова направляется на Тянь-Шань. В фильме «На высоте 4500». Этот фильм Шнейдерова впервые в его практике включал игровые фрагменты. Следующий фильм «Золотое озеро», снятый на Телецком озере (Алтай), был уже полностью игровым. Окрестности озера являлись местом работы золоторазведывательной экспедиции.
В 1932 г. страна готовилась к спуску ледокола «Александр Сибиряков». Шнейдеров как опытный режиссер-путешественник, был приглашен в плавание. Путешествие было длительным, в нем, кроме Шнейдерова, участвовали операторы М. Трояновский, Я. Купер. Результатом стал документальный фильм «Два океана».
В середине 1930-х поставил художественные фильмы, наиболее известны из них — «Джульбарс» (1936) и «Ущелье Аламасов» (1937). Во время Великой Отечественной войны Шнейдеров зарекомендовал себя талантливым кинопропагандистом. Он снимал фильмы-плакаты, учебные фильмы. После окончания войны Шнейдеров пишет литературные сценарии и снимает фильмы о необычных природных явлениях, достижениях в области науки, промышленности и сельского хозяйства, которые вошли в цикл научно-популярных фильмов под названием «Путешествия по СССР».
Последней работой Шнейдерова является картина «Под небом древних пустынь», ставшая уникальным научным кинодокументом. Действие разворачивается в Центральной Азии, где в древности и средневековье существовали великие цивилизации.
В 1960 г. на телеэкранах страны появился «Клуб кинопутешествий», вскоре ставший одной из наиболее популярных передач советского телевидения. Ее ведущим по праву стал Шнейдеров. В 1963 г. Шнейдерова назначают руководителем творческого объединения географических фильмов студии «Центрнаучфильм».
Сфера научных интересов:
Визуальная антропология.
Награды и звания:
Орден Ленин; орден Трудового Красного Знамени; орден Красной Звезды (1944), медали. Заслуженный деятель искусства РСФСР (1955), народный артист РСФСР (1969).
Основные научные достижения:
Серия документальных фильмов, сделанная по результатам путешествий, сегодня имеет значение важного историко-этнографического источника.
Основная фильмография:
По Самарканду (1924)
По Узбекистану (1924)
Великий перелёт (1925)
Подножие смерти (1928)
Эль-Йемен (Аль-Йемен) (1929)
Мокко (1930),
Сана (1930),
Ходейда (1930),
Ка-Яхуд (1930)
На высоте 4500 (1931)
Два океана (1933)
Золотое озеро (1934)
Джульбарс (1935)
Ущелье Аламасов (1937)
Гайчи (1938)
Киносерия «Путешествия по СССР» (1946—1959)
Происхождение жизни (1953)
Под небом древних пустынь (1958)
Чарльз Дарвин (1960)
Жозеф Мартин (1962)
Основные публикации:
· Эль-Йемен. М.: 1931
· Великим Северным (Поход «Сибирякова»). 2-е изд., испр. и доп. М.: Географгиз, 1963.
О нем:
· Разумный А. Е. У истоков... Воспоминания кинорежиссера. Вступит, статья С. Гинзбург. М., «Искусство», 1975.
· http://www.razumny.ru/u_istokov.pdf
Автор: ред.