ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК


 Действия

Ардзинба Владислав Григорьевич

14 мая 1945, с. Нижняя Эшера Сухумского района, Абхазская АССР —04 марта 2010, г. Москва

АРДЗИНБА ВЛАДИСЛАВ.jpg


Биография, образование, карьера:

Родился в семье педагога (учителя истории), инвалида Великой Отечественной войны. В 1962–1966 гг. учился на историческом факультете Сухумского государственного педагогического института им. А. М. Горького (ныне Абхазский государственный университет, по окончании которого поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР. Его. 4 июня 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Хеттские истоки социальной организации древнехеттского общества: функции должностных лиц с титулами хеттского происхождения» (научный руководитель – Вяч. Вс. Иванов), 11 апреля 1986 г. - докторскую по монографии «Ритуалы и мифы древней Анатолии». В 1969–1988 гг. работал научным сотрудником в Институте востоковедения АН СССР, с 1987 г. – заведующий сектором идеологии и культуры Древнего Востока. В 1988–1996 гг. – директор Абхазского института языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа (ныне Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д. И. Гулиа АН Абхазии).

В 1988 г. его избирают депутатом ВС Абхазии, в 1989 г. – народным депутатом СССР и депутатом ВС СССР. В том же году избирается Председателем подкомиссии по государственному и правовому статусу автономных образований и становится членом Президиума Верховного Совета СССР. В 1990 г. был избран Председателем Верховного Совета Абхазии. С началом войны Грузии против Абхазии 14 августа 1992 г. становится Председателем ГК обороны. 26 ноября 1994 г. был избран Президентом Абхазии, а 3 октября 1999 всенародно избирается на второй президентский срок.

Сфера научных интересов:
Мифология, культура и история древних народов Малой Азии, в частности, хаттов и хеттов; абхазо-адыгские нартские сказания, абхазо-адыгские языки и мифоэпические традиции.


Основные научные достижения:

Ему принадлежит первое основательное исследование хеттских «царских» ритуалов и мифов, описания которых содержатся в клинописных табличках (XVII–XII вв. д. н. э.) из архивов столицы Хеттского государства – Хаттусы, с привлечением некоторых данных ритуалов-жертвоприношений, предписаний (ishiul «договор»), а также данных типологии. Он обнаруживает, с одной стороны, сильное хаттское влияние на материальную и духовную культуру хеттов и палайцев, а с другой, находит параллели с культурой Западного Кавказа, абхазо-адыгской традицией. Глубокое изучение ритуальной практики, фольклорных текстов и языковых данных хаттов, хеттов и абхазо-адыгов позволило ему реконструировать некоторые общие основы культур этих народов. При этом ученый опирается, в частности, на весьма убедительные параллели между абхазо-адыгской традицией кузнечного ремесла и хаттско-хеттской смешанной традицией, а также между нартским эпосом и хурритским мифологическим эпосом «Песнь об Улликумми» и хеттским мифом о борьбе Бога Грозы со Змеем. Параллели эти могут быть объяснены предполагаемым генетическим родством хуррито-урартского и хаттского языков с северокавказскими языками. Первый Президент РА, выдающийся государственный деятель, основоположник нового независимого демократического абхазского государства.

Основные публикации:

• Собрание трудов. В 3-х томах. Т. 1. Древняя Малая Азия: история и культура. М.: Издательство МБА, 2015.

• Собрание трудов. В 3-х томах. Т. 2. Хеттология, хаттология и хурритология. М.: Издательство МБА, 2015.

• Собрание трудов. В 3-х томах. Т. 3. Кавказские мифы, языки, этносы. М.: Издательство МБА, 2015.

О нем:

· Эпоха Ардзинба: Хроника жизни человека, историка, политика / сост. Г. Аламиа. Стамбул, 2009.

· Джапуа З. Д. Нартский эпос в контексте культур Древней Анатолии (о разысканиях хеттолога В. Г. Ардзинбы) // Типология, взаимосвязи и национальная специфика фольклора народов Дагестана и Северного Кавказа: Материалы Международной научной конференции. 19–21 октября 2010 г. Махачкала, 2010. С. 17–19.

· Авидзба А. Ф. Эпоха Ардзинба – время свободы // Материалы Первой Международной научной конференции, посвященной 65-летию В. Г. Ардзинбы. Сухум, 2011, С. 78–86.

· Авидзба В. Ш. Слово о Владиславе Ардзинба // Материалы Первой Международной научной конференции, посвященной 65-летию В. Г. Ардзинбы. Сухум, 2011, С. 5–8.

· Вяткин А. Р. Роль личности в истории: феномен В. Г. Ардзинба // Материалы Первой Международной научной конференции, посвященной 65-летию В.Г. Ардзинбы. Сухум, 2011. С. 14–19.

· Джапуа З. Д. Вклад В.Г. Ардзинбы в нартоведение // Материалы Первой Международной научной конференции, посвященной 65-летию В.Г. Ардзинбы. Сухум, 2011. С. 39–54.

· Зантария В. К. Слово о Первом Президенте. Сухум, 2014.

· Иванов В. Вс. В.Г. Ардзинба как ученый // Ардзинба В. Г. Собрание трудов. В 3-х томах. Т. 1. Древняя Малая Азия: история и культура. М.: Издательство МБА, 2015. С. 11–24.

· Чирикба В. А. Научное наследие Владислава Григорьевича Ардзинба // Ардзинба В. Г. Собрание трудов. В 3-х томах. Т. 3. Кавказские мифы, языки, этносы. М.: Издательство МБА, 2015. С. 275–294.

· Джапуа З. Д. Ардзинба Владислав Григорьевич // Абхазский биографический словарь / под ред. В. Ш. Авидзбы. М.; Сухум: АбИГИ, 2015. С. 98–99.

· Джапуа З. Д. Реконструкция архаических мотивов нартского эпоса в работах В.Г. Ардзинбы // «Джангар» и эпические традиции тюрко-монгольских народов. Проблемы сохранения и исследования: Материалы III Международной научной конференции, посвященной 75-летию Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (г. Элиста, 15–16 сентября 2016 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 16–18.

· Джапуа З. Д. Абхазский нартский эпос: Текстология. Семантика. Поэтика. М.: Наука – Восточная литература, 2016. С. 80–90.

Автор: Зураб Джапуа, ред.

Если Вы хотите участвовать в развитии и совершенствовании нашего проекта, пожалуйста, свяжитесь с нами!

Форма обратной связи

  • © РГО, 2019
  • © МАЭ РАН, 2019