Рахимов Рахмат Рахимович
14 марта 1938, Пенджикентский район, Таджикистан — 15 мая 2013, Санкт-Петербург
Биография, образование, карьера:
Родился в Пенджикентском районе Таджикистана. В 1965 г. окончил кафедру иранской филологии Восточного факультета Ленинградского государственного университета. Несколько последующих лет проработал в Таджикской Академии наук, а затем вернулся в Ленинград и с 1972 г. до последних своих дней, т. е. более сорока лет, работал в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере) РАН. За это время прошел путь от научно-технического сотрудника до главного научного сотрудника и заведующего отделом.
В 1977 г. Р. Р. Рахимов защитил кандидатскую диссертацию по проблемам традиционных институтов социальной организации таджиков, а в 1999 г. — докторскую, на тему «Традиционное мировоззрение таджиков: проблемы образов и символов в культуре».
В не самый простой для российской науки период он возглавил отдел этнографии Центральной Азии МАЭ РАН, который находился в тот момент на грани расформирования. В последующие годы под его руководством в отделе сформировалась, по существу, научная школа изучения этнографии Центральной Азии.
Р. Р. Рахимов совершил более 40 экспедиционных выездов в разные регионы Центральной Азии: Таджикистан, Узбекистан, Афганистан, Синьцзян. В последние годы под его руководством успешно работала «Центральноазиатская этнографическая экспедиция».
Сфера научных интересов:
История и этнография народов Центральной Азии,Исламоведение, проблемы паломнической практики и культа святых у оседлого населения Средней Азии на территории Республик Таджикистан и Узбекистан, вопросы женской религиозности; роль огня в традиционной культуре таджиков.
Награды и звания:
Лауреат ежегодной премии МАЭ РАН за лучший выставочный проект «Грезы о Востоке» (2006). Почетная грамота СПБ НЦ (2009).
Основные научные достижения:
Р. Р. Рахимов является автором более 150 опубликованных научных работ, среди которых две монографии, отражающие результаты многолетних исследований автора в области духовной культуры таджиков, аспектов ритуальной жизни и особенностей религиозного мировоззрения оседлого населения Центральной Азии.
Основные публикации:
· «Мужские дома» в традиционной культуре таджиков (Ленинград: Наука, 1991)
· Коран и розовое пламя (Размышления о таджикской культуре) (Санкт-Петербург: Наука, 2007)
· «Дети и подростки в афганском обществе», Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии (Москва, 1983), сс. 89—117.
· «Этикет у народов Афганистана», Этикет у народов Передней Азии (Москва, 1988), сс. 189—220 (соавт.: А. Л. Грюнберг).
· “Hierarchy in traditional men’s associations of Central Asia”, Ecology and Empire. Nomads in the Cultural Evolution of the Old World I (Los Angeles, 1989), pp. 119—127.
· «Традиционное начальное школьное обучение детей у народов Средней Азии (конец XIX — начало XX вв.)», Сборник Музея антропологии и этнографии XLIII (Ленинград, 1989), сс. 109—132.
· «Социальная иерархия в традиционных “мужских домах” у таджиков», Этнографические аспекты традиционной военной организации народов Кавказа и Средней Азии I (Москва, 1990), сс. 89—130.
· Along the Silk Road. Nomads and Townspeople in Siberia and Central Asia (Moesgaard Muse-um, 1990) (составление и участие в составе авторского коллектива).
· «“Птица власти”: к концепции предопределенности у таджиков», Материалы Полевых этнографических исследований 1990—1991 гг. II (Санкт-Петербург, 1993), сс. 105—117.
· «“Двурогие” люди, цари и боги», Кунсткамера. Этнографические тетради II—III (Санкт-Петербург, 1993), сс. 33—42.
· «Очерк быта традиционных “мужских домов” у таджиков», Этническая и этносоциальная история Кавказа, Средней Азии и Казахстана (Санкт-Петербург, 1994), сс. 105—139.
· «О языковой ситуации в Узбекистане: к проблеме межэтнической стабильности в республике», Межнациональные отношения в условиях социальной нестабильности (Санкт-Петербург, 1994), сс. 109—132.
· “Die Legende vom Grünen Reiter: Das Bild des Heiligen Chizr in den Glaubensvorstellungen der Tadshiken”, Abhandlungen und Beichte des Staatlichen Museums für Völkerkunde Dres-den XCVIII (1994), SS. 247—264.
· «Концепция лидерства в культуре таджиков (традиция и современность)», Этнические аспекты власти (Санкт-Петербург, 1995), сс. 138—188.
· «Таджикистан: Трудный путь возвращения политического ислама», Курьер Петровской Кунсткамеры I (Санкт-Петербург, 1995), сс. 127—161.
· «О таджиках Узбекистана (к вопросу о межъязыковых и межнациональных отношениях в Республике)», Проблемы двуязычия в многонациональной среде (Санкт-Петербург, 1995), сс. 28—66.
· «Горы и проблемы этнического самосознания (на примере Таджикистана)», Курьер Петровской Кунсткамеры IV—V (Санкт-Петербург, 1996), сс. 239—261.
· «Об одном социально-возрастном термине у современных таджиков», Материалы Полевых этнографических исследований III (Санкт-Петербург, 1996), сс. 18—35.
· «Дети: путь просветления (к проблеме традиционной этнопедагогики таджиков)», Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа (Санкт-Петербург, 1998), сс. 148—231.
· «Костер на перекрестке (к нумерологической символике в культуре таджиков)», Материалы Полевых этнографических исследований IV (Санкт-Петербург, 1998), сс. 142—165.
· «“О могучий огонь, заботься!” (К проблеме отношения “женщина—огонь” у таджиков)», Курьер Петровской Кунсткамеры VIII—IX (1999), сс. 104—117.
· «Огни женщин и огни мужчин в культуре таджиков (Правомерна ли постановка вопроса о концепции двух огней?)», Сборник Музея антропологии и этнографии XLVIII (Санкт-Петербург, 2000), сс. 247—252.
· «Насилие в культуре таджиков (миф и не-миф)», Антропология насилия (Санкт-Петербург, 2001), сс. 282—475.
· «Георгий и Хидр: некоторые параллели в народных образах христианского и мусульманского святых», Христианство в регионах мира (Санкт-Петербург, 2002), сс. 47—172.
· “Sammlungen aus Zentralasien”, Palats des wissens. Die Kunst und Wunderkammer Zar Peters des Grossen. Katalog II (Munchen, 2003), SS. 140—147.
· «Костер на перекрестке: к осмыслению ритуального огня на перекрестке в культуре таджиков», Материалы Полевых этнографических исследований V (Санкт-Петербург, 2004), сс. 61—78.
· «“Завеса тайны” (о затворничестве женщин в Центральной Азии)», Этнографическое обо-зрение III (2005), сс. 4—23.
· «Костры на пути невесты в Самарканде (за строкою О. А. Сухаревой)», Среднеазиатский этнографический сборник V (Москва, 2006), сс. 108—148.
· «Бухара—Петербург: шелковый путь для Дома Романовых (историко-культурный портрет коллекций МАЭ РАН)», Грезы о Востоке: русский авангард и шелка Бухары (Санкт-Петербург, 2006), сс. 22—49.
· «“Живые” родники и колодцы Центральной Азии», Радловские чтения-2006. Тезисы докладов (Санкт-Петербург, 2006), сс. 176—183 (соавт.: Н. С. Терлецкий).
· «“Согласен отец — согласен Бог” (К проблеме власти и управления в культуре народов Центральной Азии)», Антропология власти (хрестоматия по политической антропологии) II: Политическая культура и политические процессы (Санкт-Петербург, 2006), сс. 185—200.
· «Огонь и “умные числа” в традиционной культуре таджиков», Центральная Азия: традиция в условиях перемен I (Санкт-Петербург, 2007), сс. 171—238.
· «Ал-Бируни о благодатном огне на Гробе Господнем», Христианство в регионах мира II (Санкт-Петербург, 2007), сс. 348—353.
О нем:
· К 70-летию Р. Р. Рахимова его коллеги и ученики выпустили сборник «Рахмат-наме» (Санкт-Петербург: Наука, 2008)
· [Резван М.Е.] Рахмат Рахимович Рахимов (1938-2013) // Этнографическое обозрение. 2013. № 6. С. 184-185
· Скончался известный знаток таджикских традиций и обычаев // https://rus.ozodi.org/a/24990628.html
Автор: М.Р.