ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК


 Действия

Бурнаков Венарий Алексеевич: различия между версиями

м
м
Строка 5: Строка 5:
 
В период с 1994 по 1999 гг. студент исторического факультета Томского ГУ.     
 
В период с 1994 по 1999 гг. студент исторического факультета Томского ГУ.     
 
Ученик                          [[Пелих_Галина_Ивановна|Г.И. Пелих]]. В 1999-2002 гг. - аспирант ИАЭТ СО РАН, в 2002-2004 гг. - младший научный сотрудник, в 2004-2008 гг. - научный сотрудник, с 2008 г. - старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «“Мир невидимых” по традиционным воззрениям хакасов (духи среднего мира в хакасских традиционных представлениях XIX–XX вв.»  
 
Ученик                          [[Пелих_Галина_Ивановна|Г.И. Пелих]]. В 1999-2002 гг. - аспирант ИАЭТ СО РАН, в 2002-2004 гг. - младший научный сотрудник, в 2004-2008 гг. - научный сотрудник, с 2008 г. - старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «“Мир невидимых” по традиционным воззрениям хакасов (духи среднего мира в хакасских традиционных представлениях XIX–XX вв.»  
(научные рук-ли – И.Н. Гемуев, В.Я. Бутанаев). С 2003 г. проводит полевые изыскания на территории Республики Хакасии и Республики Алтай. Читает спецкурсы для студентов гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета (специализация «Этнография. Этнология. Социальная и культурная антропология»).
+
(научные руководители – И.Н. Гемуев, В.Я. Бутанаев). С 2003 г. проводит полевые изыскания на территории Республики Хакасии и Республики Алтай. Читает спецкурсы для студентов гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета (специализация «Этнография. Этнология. Социальная и культурная антропология»).
  
  

Версия 17:59, 12 сентября 2017

08 марта 1976, г. Абакан, республика Хакасия, СССР

Биография, образование, карьера:

Burnakov.jpg

В период с 1994 по 1999 гг. студент исторического факультета Томского ГУ. Ученик Г.И. Пелих. В 1999-2002 гг. - аспирант ИАЭТ СО РАН, в 2002-2004 гг. - младший научный сотрудник, в 2004-2008 гг. - научный сотрудник, с 2008 г. - старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «“Мир невидимых” по традиционным воззрениям хакасов (духи среднего мира в хакасских традиционных представлениях XIX–XX вв.» (научные руководители – И.Н. Гемуев, В.Я. Бутанаев). С 2003 г. проводит полевые изыскания на территории Республики Хакасии и Республики Алтай. Читает спецкурсы для студентов гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета (специализация «Этнография. Этнология. Социальная и культурная антропология»).


Сфера научных интересов:
История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; история и этнография тюркских народов; фольклористика; этнорелигиоведение; традиционная культура; культура народов Сибири.


Основные научные достижения:

Дана сравнительная оценка и проведена типология сакральных мест народов Западной Сибири; воссозданы и классифицированы практики, связанные с почитанием природных объектов – деревьев, источников, камней и скал; прослежены механизмы включения традиционных сакральных объектов в современные рекреационные инфраструктуры Сибири. Работа с сакральными объектами стала частью многолетней программы по картированию и каталогизации святилищ народов Сибири, а системное описание сакральных мест осуществляется на материалах славянских, тюркских, финно-угорских сообществ региона. Основой подобных исследований является структурная характеристика традиционного мировоззрения коренного населения. Типологический анализ позволил выявить общее и особенное в почитании таких объектов природы, как источники, деревья, камни и скалы у коренных и славянских народов Сибири. Устойчивым для сибирской народно-православной традиции было почитание святых мест – прежде всего водных источников, отмеченных символикой животворящего начала. В условиях фронтира в культуру русских также вошло почитание горных вершин. Сакрализация, являясь частью освоения пространства, часто сопровождалась явлением синкретизации и архаизации. Кроме того, характерной чертой ряда неорелигиозных течений России и зарубежья стала привязка провозглашаемых ими культов к Сибири как к территории, с которой начнется духовное возрождение всего человечества. Исследования, ориентированные на этнокультурное картирование, также позволили констатировать феномен локальных (надэтнических) святынь для многих регионов Сибири. Включение сакральных объектов в современные инфраструктуры Сибири актуализирует процесс мифотворчества, а современность рождает все новые и новые образы, которые играют роль региональных и этнополитических символов.


Награды, звания:

В 2007 г. награжден медалью и премией РАН для молодых ученых за монографию «Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов».


Членство в научных организациях и союзах:

Член Новосибирского отделения Русского географического общества.


Основные публикации:

• Этническая группа сибирского мегаполиса: взаимодействие культур, особенности поликультурного и национального образования. Новосибирск, 2003;

• Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск, 2006;

• Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность. Новосибирск, 2006;

• Шаман в традиционной культуре хакасов // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы III межрегиональной конференции. Новосибирск, 2006. С. 106-109;

• Образ демонического существа Мусмал в традиционных воззрениях хакасов // Памяти И.Н. Гемуева. Новосибирск, 2007. С. 97-103;

• Традиционные представления хакасов о душе // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 1. С. 151-159;

• Культ гор и экологические традиции хакасов // Экология древних и традиционных обществ: Доклады конференции. Вып. 3. Тюмень, 2007. С.240-243;

• Ребенок в системе традиционных верований хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2011. – Т. 10, вып. 5;

• Жилище в традиционных верованиях и обрядности // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2011. – Т. 10, вып. 7;

• Эрлик-хан в традиционном мировоззрении хакасов // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2011. – № 1 (45);

• Каменное изваяние Улуг Хуртуях Тас в сакральном пространстве хакасов // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2012. – № 3 (37);

• Медведь в традиционном мировоззрении хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2012. – Т. 11, вып. 3;

• Одежда в обрядовой практике хакасских шаманов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2012. – Т. 11, вып. 7;

• Ткань в ритуальной практике хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2012. – Т. 11, вып. 5;

• Традиционные представления хакасов о собаке (конец XIX – середина XX в.) // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2012. – № 2;

• Атмосферные явления в традиционных представлениях хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2013. – Т. 12, вып. 3;

• Образ Неба в традиционном мировоззрении хакасов // Вестник Новосибирского госудрственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2013. – Т. 12, вып. 5;

• Камень в мировоззрении хакасов (конец XIX – XX век) // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2013. – Т. 12, вып. 7;

• Аба тос – медвежий фетиш в традиционных представлениях и обрядовой практике хакасов (конец XIX – середина XX века) // Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2016. – № 1 (32);

• Зооморфные фетиши – тoс’ы в традиционной обрядовой практике хакасов (конец XIX – середина XX в.) // Религиоведение, 2016.


Автор: В.Б., ред.

Если Вы хотите участвовать в развитии и совершенствовании нашего проекта, пожалуйста, свяжитесь с нами!

Форма обратной связи

  • © РГО, 2019
  • © МАЭ РАН, 2019