Бурнаков Венарий Алексеевич: различия между версиями
Matveeva (обсуждение | вклад) м |
Matveeva (обсуждение | вклад) м |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
'''''Биография, образование, карьера:''''' | '''''Биография, образование, карьера:''''' | ||
[[Файл:Burnakov.jpg|300px|справа]] | [[Файл:Burnakov.jpg|300px|справа]] | ||
− | В 1994 | + | В период с 1994 по 1999 гг. студент исторического факультета Томского ГУ. |
Ученик [[Пелих_Галина_Ивановна|Г.И. Пелих]]. В 1999-2002 гг. аспирант ИАЭТ СО РАН, в 2002-2004 гг. младший научный сотрудник, в 2004-2008 гг. научный сотрудник, с 2008 г. старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «“Мир невидимых” по традиционным воззрениям хакасов (духи среднего мира в хакасских традиционных представлениях XIX–XX вв.» (научные руководители – И.Н. Гемуев, В.Я. Бутанаев). С 2003 г. проводит полевые изыскания на территории Республики Хакасии и Республики Алтай. Читает спецкурсы для студентов гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета (специализация «Этнография. Этнология. Социальная и культурная антропология»). | Ученик [[Пелих_Галина_Ивановна|Г.И. Пелих]]. В 1999-2002 гг. аспирант ИАЭТ СО РАН, в 2002-2004 гг. младший научный сотрудник, в 2004-2008 гг. научный сотрудник, с 2008 г. старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «“Мир невидимых” по традиционным воззрениям хакасов (духи среднего мира в хакасских традиционных представлениях XIX–XX вв.» (научные руководители – И.Н. Гемуев, В.Я. Бутанаев). С 2003 г. проводит полевые изыскания на территории Республики Хакасии и Республики Алтай. Читает спецкурсы для студентов гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета (специализация «Этнография. Этнология. Социальная и культурная антропология»). | ||
Версия 18:39, 9 сентября 2017
08 марта 1976, г. Абакан, республика Хакасия, СССР
Биография, образование, карьера:
В период с 1994 по 1999 гг. студент исторического факультета Томского ГУ. Ученик Г.И. Пелих. В 1999-2002 гг. аспирант ИАЭТ СО РАН, в 2002-2004 гг. младший научный сотрудник, в 2004-2008 гг. научный сотрудник, с 2008 г. старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «“Мир невидимых” по традиционным воззрениям хакасов (духи среднего мира в хакасских традиционных представлениях XIX–XX вв.» (научные руководители – И.Н. Гемуев, В.Я. Бутанаев). С 2003 г. проводит полевые изыскания на территории Республики Хакасии и Республики Алтай. Читает спецкурсы для студентов гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета (специализация «Этнография. Этнология. Социальная и культурная антропология»).
Сфера научных интересов:
История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; история и этнография тюркских народов; фольклористика; этнорелигиоведение; традиционная культура; культура народов Сибири.
Основные научные достижения:
Дана сравнительная оценка и проведена типология сакральных мест народов Западной Сибири; воссозданы и классифицированы практики, связанные с почитанием природных объектов – деревьев, источников, камней и скал; прослежены механизмы включения традиционных сакральных объектов в современные рекреационные инфраструктуры Сибири. Работа с сакральными объектами стала частью многолетней программы по картированию и каталогизации святилищ народов Сибири, а системное описание сакральных мест осуществляется на материалах славянских, тюркских, финно-угорских сообществ региона. Основой подобных исследований является структурная характеристика традиционного мировоззрения коренного населения. Типологический анализ позволил выявить общее и особенное в почитании таких объектов природы, как источники, деревья, камни и скалы у коренных и славянских народов Сибири. Устойчивым для сибирской народно-православной традиции было почитание святых мест – прежде всего водных источников, отмеченных символикой животворящего начала. В условиях фронтира в культуру русских также вошло почитание горных вершин. Сакрализация, являясь частью освоения пространства, часто сопровождалась явлением синкретизации и архаизации. Кроме того, характерной чертой ряда неорелигиозных течений России и зарубежья стала привязка провозглашаемых ими культов к Сибири как к территории, с которой начнется духовное возрождение всего человечества. Исследования, ориентированные на этнокультурное картирование, также позволили констатировать феномен локальных (надэтнических) святынь для многих регионов Сибири. Включение сакральных объектов в современные инфраструктуры Сибири актуализирует процесс мифотворчества, а современность рождает все новые и новые образы, которые играют роль региональных и этнополитических символов.
Награды, звания:
В 2007 г. награжден медалью и премией РАН для молодых ученых за монографию «Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов».
Членство в научных организациях и союзах:
Член Новосибирского отделения Русского географического общества.
Основные публикации:
• Этническая группа сибирского мегаполиса: взаимодействие культур, особенности поликультурного и национального образования. Новосибирск, 2003;
• Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск, 2006;
• Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность. Новосибирск, 2006;
• Шаман в традиционной культуре хакасов // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы III межрегиональной конференции. Новосибирск, 2006. С. 106-109;
• Образ демонического существа Мусмал в традиционных воззрениях хакасов // Памяти И.Н. Гемуева. Новосибирск, 2007. С. 97-103;
• Традиционные представления хакасов о душе // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 1. С. 151-159;
• Культ гор и экологические традиции хакасов // Экология древних и традиционных обществ: Доклады конференции. Вып. 3. Тюмень, 2007. С.240-243;
• Ребенок в системе традиционных верований хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2011. – Т. 10, вып. 5;
• Жилище в традиционных верованиях и обрядности // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2011. – Т. 10, вып. 7;
• Эрлик-хан в традиционном мировоззрении хакасов // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2011. – № 1 (45);
• Каменное изваяние Улуг Хуртуях Тас в сакральном пространстве хакасов // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2012. – № 3 (37);
• Медведь в традиционном мировоззрении хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2012. – Т. 11, вып. 3;
• Одежда в обрядовой практике хакасских шаманов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2012. – Т. 11, вып. 7;
• Ткань в ритуальной практике хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2012. – Т. 11, вып. 5;
• Традиционные представления хакасов о собаке (конец XIX – середина XX в.) // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2012. – № 2;
• Атмосферные явления в традиционных представлениях хакасов // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2013. – Т. 12, вып. 3;
• Образ Неба в традиционном мировоззрении хакасов // Вестник Новосибирского госудрственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2013. – Т. 12, вып. 5;
• Камень в мировоззрении хакасов (конец XIX – XX век) // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Сер.: История, филология. – 2013. – Т. 12, вып. 7;
• Аба тос – медвежий фетиш в традиционных представлениях и обрядовой практике хакасов (конец XIX – середина XX века) // Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2016. – № 1 (32);
• Зооморфные фетиши – тoс’ы в традиционной обрядовой практике хакасов (конец XIX – середина XX в.) // Религиоведение, 2016.
Автор: В.Б., ред.