Бартон Рой Франклин: различия между версиями
Matveeva (обсуждение | вклад) (Новая страница: «=== '''1883 – 19.04.1947, Беркли, США''' === '''''Биография, образование, карьера:''''' Файл:Barton.jpg|300px|спр…») |
Matveeva (обсуждение | вклад) м |
||
Строка 8: | Строка 8: | ||
'''''Сфера научных интересов:''''' | '''''Сфера научных интересов:''''' | ||
− | + | [[Категория:Традиционная культура]] [[:Категория:Традиционная культура|Традиционная культура]]; [[Категория:Этнорелигиоведение]] [[:Категория:Этнорелигиоведение|этнорелигиоведение]]; [[Категория:Мифология]] [[:Категория:Мифология|мифология]]; [[Категория:Фольклористика]] [[:Категория:Фольклористика|фольклористика]]; социальные отношения догосударственных обществ, этнография горных народов Филиппин, этнография ифугао. | |
Версия 12:57, 22 октября 2016
1883 – 19.04.1947, Беркли, США
Биография, образование, карьера:
Американский ученый-филиппинист, работавший в 1930-х гг. в Ленинграде. Родился в семье врача. После окончания Иллинойского педагогического института (1905 г.) получает распределение в качестве школьного учителя на Филиппины. В 1906-1916 гг. наряду с прямыми обязанностями Р.Ф. Бартон проводит полевые этнографические исследования среди ряда народов Филиппин, прежде всего, ифугао, собрал этнографическую коллекцию (в настоящее время в Музее антропологии в Беркли). В 1916 г. вернулся в США, поступил в университет Беркли, начав изучать стоматологию и публикуя работы, посвященные ифугао. По окончании университета работал дантистом в Калифорнии. Вернувшись в США договорился с университетом Карнеги об отправлении его на Филиппины на собственные средства сроком на один год. В 1930 г. после публикации своей первой монографии по рекомендации Ф. Боаса на фоне начала Великой депрессии, интереса к социализму и неурядиц в личной жизни, приехал в СССР. В 1931 г. поступил на работу в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого АН СССР. В ноябре 1935 г. Р. Ф. Бартону без защиты присуждена ученая степень кандидата наук. В МАЭ (с 1933 г – Институт антропологии, археологии и этнографии, с 1937 г. – Институт этнографии) он занимается приведением в порядок коллекционных фондов по Индонезии и Филиппинам, публикует ряд статей по этнографии филиппинских народов. В 1937 г. на средства Академии наук СССР осуществляет экспедицию на Филиппины, собрав там значительную коллекцию по ифугао. В 1940 г. после начала Второй мировой войны уезжает из СССР на Филиппины, где продолжает полевые исследования на средства Фонда Гуггенхейма. После оккупации Филиппин японскими войсками попадает в лагерь для интернированных, где проводит три года. После освобождения возвращается в США, начинает преподавать в университете Беркли, получает приглашение в Чикагский университет, но здоровье его подорвано и вскоре он умирает. Архив Р.Ф. Бартона за 1931 – 1940 гг хранится в фонде № 142 Санкт-Петербургской части Архива РАН.
Сфера научных интересов: Традиционная культура; этнорелигиоведение; мифология; фольклористика; социальные отношения догосударственных обществ, этнография горных народов Филиппин, этнография ифугао.
Основные научные достижения:
Автор классических исследований по этнографии ифугао.
Основные публикации:
• The Harvest Feast of the Kiangan Ifugao // Philippine Journal of Science, 1911, 6-D-2. P. 81–105;
• An Ifugao Burial Ceremony (with H. Otley Beyer) // Philippine Journal of Science, 1911, 6-D-5. P. 227–252;
• Ifugao Law. University of California Publications in American Archaeology and Ethnology, 1919, 15:1. P. 1–186, 33 pgs;
• Ifugao Economics // University of California Publications in American Archaeology and Ethnology, 1922, 15:5. P. 385–446;
• Lawsuit and Good Custom it la Ifugao // Asia, 29, 1929. P. 598–607, 660–664;
• My Ifugao Brother’s Gods // Asia, 29. 1929. P. 806–814, 822–824;
• Hunting Soul-Stuff // Asia, 30. 1930. P. 188-195, 225–226;
• White Man’s Law among Filipino Tribesmen // Asia, 30. 1930. P. 410–416,445–448;
• The Half-Way Sun. 316 pp., 65 pls. Brewer & Warren, Inc., New York, 1930;
• Paths of Vengeance in Luzon // Travel, 55, 1930. P. 24–29, 53;
• Philippine Pagans: The Autobiographies of Three Ifugaos. xxiv, 271 pp., 24 pls. George Routledge & Sons, London, 1938;
• Ифугао, малайское племя нагорной части Филиппин // Советская этнография. 1931. № 1-2. С.116 - 149;
• Использование мифов как магии у горных племен Филиппин // Советская этнография. 1935. № 3. С.77 – 95;
• За рубежом // Советская этнография. 1935. № 3. С.121 – 122;
• Некоторые новейшие исследования по американскому фольклору // Советская этнография. Сборник статей. № 1. 1938. С.224 – 229;
• Предварительный анализ древнейшего слоя терминов родства у племени ифугао // Советская этнография. Сборник статей. № 3. 1940. С.201 – 206;
• Myths and Their Magic Use in Ifugao. Philippine Magazine, 37. 1940. P. 348 foil;
• Numputol—The Self-Beheaded. Philippine Magazine, 37, 1940. P. 384–386, 394–396;
• Ifugao Somatology (with J. J. Roginsky). Philippine Journal of Science, 74, 1941. P. 349-365;
• Primitive Kalinga Peace-Treaty System. Philippine Magazine, 38, 1941. P. 190–191, 235–237;
• The Religion of the Ifugaos. 219 pp. Memoir 65, American Anthropological Association, 1946.
О нем:
• A. L. Kroeber. Roy Franklin Barton, 1883–1947 // American Anthropologist Volume 51, Issue 1 (1949);
• Станюкович М.В. Необычная биография (Рой Фрэнклин Бартон) (1883 – 1947) // Советская этнография. 1979. № 1. С.76 – 83 (имеется подробная библиография);
• Stanyukovich M. V. R. F. Barton // Russian-American links: 300 years of cooperation. Sankt-Peterburg, 2003.
Автор: В.К., ред.