Штернберг Лев Яковлевич: различия между версиями
Matveeva (обсуждение | вклад) м |
Matveeva (обсуждение | вклад) м |
||
(не показаны 4 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | === '''04 | + | === '''{{ДатаРождения|04|05|1861}}, Житомир – {{ДатаСмерти|14|08|1927}}, Дудергоф под Ленинградом''' === |
− | Биография, образование, карьера: | + | '''''Биография, образование, карьера:''''' |
[[Файл:Sternberg.jpg|300px|справа]] | [[Файл:Sternberg.jpg|300px|справа]] | ||
После обучения в раввинском училище и Житомирской классической гимназии в 1881 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Вступил в «Народную волю». В 1882 г. за участие в студенческих беспорядках выслан на родину. В 1883 г. поступил на юридический факультет Новороссийского университета (Одесса). В том же году стал одним из организаторов нелегального съезда «Народной воли» в Екатеринославе, был арестован и в 1886 г., после трехлетнего пребывания в одесской центральной тюрьме, выслан на 10 лет на Сахалин. За выступление в защиту товарища перед военным губернатором генерал-лейтенантом М. Н. Ляпуновым, Штернберг подвергся вторичной ссылке в еще более отдаленные места. Здесь он впервые встретился с нивхами (гиляками) и начал исследовать их быт. Ему удалось изучить общественный строй, религиозные верования и обычное право нивхов, сахалинских и амурских, айнов, ряда тунгусо-маньчжурских народностей, открыть и подробно описать классификаторскую систему родства, пережитки группового брака у гиляков и орочей. В 1894 г. совершил путешествие на крайний север Сахалина, частью на лодке, частью пешком, дал физико-географическое описание пройденного маршрута и собрал богатый этнографический материал. В ходе раскопок на Тыковской косе он впервые сделал находки каменных орудий на территории гиляцкой оседлости. Его работы о гиляках впервые были напечатаны в «Этнографическом обозрении» 1893, 1894, 1901 и 1903 гг. и обратили на себя внимание коллег. Заметка в «Русских ведомостях» о групповом браке у нивхов (14.10.1892) привлекла внимание Ф. Энгельса [1]. | После обучения в раввинском училище и Житомирской классической гимназии в 1881 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Вступил в «Народную волю». В 1882 г. за участие в студенческих беспорядках выслан на родину. В 1883 г. поступил на юридический факультет Новороссийского университета (Одесса). В том же году стал одним из организаторов нелегального съезда «Народной воли» в Екатеринославе, был арестован и в 1886 г., после трехлетнего пребывания в одесской центральной тюрьме, выслан на 10 лет на Сахалин. За выступление в защиту товарища перед военным губернатором генерал-лейтенантом М. Н. Ляпуновым, Штернберг подвергся вторичной ссылке в еще более отдаленные места. Здесь он впервые встретился с нивхами (гиляками) и начал исследовать их быт. Ему удалось изучить общественный строй, религиозные верования и обычное право нивхов, сахалинских и амурских, айнов, ряда тунгусо-маньчжурских народностей, открыть и подробно описать классификаторскую систему родства, пережитки группового брака у гиляков и орочей. В 1894 г. совершил путешествие на крайний север Сахалина, частью на лодке, частью пешком, дал физико-географическое описание пройденного маршрута и собрал богатый этнографический материал. В ходе раскопок на Тыковской косе он впервые сделал находки каменных орудий на территории гиляцкой оседлости. Его работы о гиляках впервые были напечатаны в «Этнографическом обозрении» 1893, 1894, 1901 и 1903 гг. и обратили на себя внимание коллег. Заметка в «Русских ведомостях» о групповом браке у нивхов (14.10.1892) привлекла внимание Ф. Энгельса [1]. | ||
− | В 1897 г. Императорская Санкт-Петербургская академия наук возбудила ходатайство о возвращении Штернберга из ссылки. В том же году он досрочно вернулся в Житомир и женился на С. | + | В 1897 г. Императорская Санкт-Петербургская академия наук возбудила ходатайство о возвращении Штернберга из ссылки. В том же году он досрочно вернулся в Житомир и женился на С.А. Ратнер. Уже через год, в 1898 г., представил через академиков К.Г. Залемана и В. В. Радлова для напечатания свою работу «Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора». В 1901 г. приглашен волонтером в МАЭ. В следующем году, получив диплом об окончании Петербургского университета, Л.Я. Штернберг зачислен в штат МАЭ, где работает вплоть до своей кончины. Для того чтобы принять его Академия наук выхлопотала бывшему ссыльному трехмесячное право жительства в столице: «и каждые три месяца акад. [[Радлов_Василий_Васильевич_(Фридрих_Вильгельм_Радлов_(нем._Friedrich_Wilhelm_Radloff))|В.В. Радлов]] или акад. К.Г. Залеман отправлялись в тогдашнее Охранное отделение хлопотать о продлении разрешения. Дело в том, что на Льве Яковлевиче лежало тогда два несмываемых “позорных пятна”: он был революционер, политический преступник, а во-вторых, еврей, еврей без диплома высшего учебного заведения» [2]. |
За время работы в МАЭ Л. Я. Штернберг неоднократно выезжал за границу для установления связей между МАЭ и зарубежными этнографическими музеями и научными центрами. В 1904 г. начинает читать в МАЭ курсы лекций по этнографии. В 1910 г. он совершил экспедицию на Амур, откуда привез богатые коллекции. В 1915 г. принял активное участие в организации в Петрограде Высших географических курсов (в 1918 – 1925 гг. – Географический институт, с 1925 г. – географический факультет ЛГУ). В 1917 г. состоял председателем Сибирской Подкомиссии по составлению этнографической карты России при Географическом обществе, а с 1920 — председателем Сибирского отдела Комиссии по изучению племенного состава населения СССР. Является одним из основателей Ленинградского рабфака северных народностей, ныне Институт народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена. Профессор Петроградского университета (1918). В 1920-х гг. Л. Я. Штернберг преподает этнографию в ЛГУ. Был создателем научной экспозиции МАЭ в послереволюционные годы, активно выступал за сохранение МАЭ как комплексного музейно-научного учреждения и против передачи в Государственный Эрмитаж историко-археологических коллекций из Китайского Туркестана. Этапным стало участие Штернберга в 1926 г. в 3-м Тихоокеанском конгрессе (Токио). | За время работы в МАЭ Л. Я. Штернберг неоднократно выезжал за границу для установления связей между МАЭ и зарубежными этнографическими музеями и научными центрами. В 1904 г. начинает читать в МАЭ курсы лекций по этнографии. В 1910 г. он совершил экспедицию на Амур, откуда привез богатые коллекции. В 1915 г. принял активное участие в организации в Петрограде Высших географических курсов (в 1918 – 1925 гг. – Географический институт, с 1925 г. – географический факультет ЛГУ). В 1917 г. состоял председателем Сибирской Подкомиссии по составлению этнографической карты России при Географическом обществе, а с 1920 — председателем Сибирского отдела Комиссии по изучению племенного состава населения СССР. Является одним из основателей Ленинградского рабфака северных народностей, ныне Институт народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена. Профессор Петроградского университета (1918). В 1920-х гг. Л. Я. Штернберг преподает этнографию в ЛГУ. Был создателем научной экспозиции МАЭ в послереволюционные годы, активно выступал за сохранение МАЭ как комплексного музейно-научного учреждения и против передачи в Государственный Эрмитаж историко-археологических коллекций из Китайского Туркестана. Этапным стало участие Штернберга в 1926 г. в 3-м Тихоокеанском конгрессе (Токио). | ||
Поддержал Февральскую революцию и резко выступал против «контрреволюционеров слева» (большевиков). Арестован в феврале 1921 г. ходе Кронштадского восстания [3], освобожден по ходатайству Максима Горького. | Поддержал Февральскую революцию и резко выступал против «контрреволюционеров слева» (большевиков). Арестован в феврале 1921 г. ходе Кронштадского восстания [3], освобожден по ходатайству Максима Горького. | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
'''''Сфера научных интересов:''''' | '''''Сфера научных интересов:''''' | ||
− | + | <span style="line-height:2.5em;"></span> | |
− | [[Категория:История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока]] [[:Категория:История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока|История и этнография народов Сибири]]; [[Категория:Этнорелигиоведение]] [[:Категория:Этнорелигиоведение|этнорелигиоведение]]; [[Категория:Этномузееведение]] [[:Категория:Этномузееведение|этномузееведение]]. | + | <br/> |
+ | [[Категория:История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока]] [[:Категория:История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока|История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока]]; [[Категория:Этнорелигиоведение]] [[:Категория:Этнорелигиоведение|этнорелигиоведение]]; [[Категория:Этномузееведение]] [[:Категория:Этномузееведение|этномузееведение]]. | ||
Текущая версия на 16:35, 16 апреля 2017
04 мая 1861, Житомир – 14 августа 1927, Дудергоф под Ленинградом
Биография, образование, карьера:
После обучения в раввинском училище и Житомирской классической гимназии в 1881 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Вступил в «Народную волю». В 1882 г. за участие в студенческих беспорядках выслан на родину. В 1883 г. поступил на юридический факультет Новороссийского университета (Одесса). В том же году стал одним из организаторов нелегального съезда «Народной воли» в Екатеринославе, был арестован и в 1886 г., после трехлетнего пребывания в одесской центральной тюрьме, выслан на 10 лет на Сахалин. За выступление в защиту товарища перед военным губернатором генерал-лейтенантом М. Н. Ляпуновым, Штернберг подвергся вторичной ссылке в еще более отдаленные места. Здесь он впервые встретился с нивхами (гиляками) и начал исследовать их быт. Ему удалось изучить общественный строй, религиозные верования и обычное право нивхов, сахалинских и амурских, айнов, ряда тунгусо-маньчжурских народностей, открыть и подробно описать классификаторскую систему родства, пережитки группового брака у гиляков и орочей. В 1894 г. совершил путешествие на крайний север Сахалина, частью на лодке, частью пешком, дал физико-географическое описание пройденного маршрута и собрал богатый этнографический материал. В ходе раскопок на Тыковской косе он впервые сделал находки каменных орудий на территории гиляцкой оседлости. Его работы о гиляках впервые были напечатаны в «Этнографическом обозрении» 1893, 1894, 1901 и 1903 гг. и обратили на себя внимание коллег. Заметка в «Русских ведомостях» о групповом браке у нивхов (14.10.1892) привлекла внимание Ф. Энгельса [1]. В 1897 г. Императорская Санкт-Петербургская академия наук возбудила ходатайство о возвращении Штернберга из ссылки. В том же году он досрочно вернулся в Житомир и женился на С.А. Ратнер. Уже через год, в 1898 г., представил через академиков К.Г. Залемана и В. В. Радлова для напечатания свою работу «Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора». В 1901 г. приглашен волонтером в МАЭ. В следующем году, получив диплом об окончании Петербургского университета, Л.Я. Штернберг зачислен в штат МАЭ, где работает вплоть до своей кончины. Для того чтобы принять его Академия наук выхлопотала бывшему ссыльному трехмесячное право жительства в столице: «и каждые три месяца акад. В.В. Радлов или акад. К.Г. Залеман отправлялись в тогдашнее Охранное отделение хлопотать о продлении разрешения. Дело в том, что на Льве Яковлевиче лежало тогда два несмываемых “позорных пятна”: он был революционер, политический преступник, а во-вторых, еврей, еврей без диплома высшего учебного заведения» [2]. За время работы в МАЭ Л. Я. Штернберг неоднократно выезжал за границу для установления связей между МАЭ и зарубежными этнографическими музеями и научными центрами. В 1904 г. начинает читать в МАЭ курсы лекций по этнографии. В 1910 г. он совершил экспедицию на Амур, откуда привез богатые коллекции. В 1915 г. принял активное участие в организации в Петрограде Высших географических курсов (в 1918 – 1925 гг. – Географический институт, с 1925 г. – географический факультет ЛГУ). В 1917 г. состоял председателем Сибирской Подкомиссии по составлению этнографической карты России при Географическом обществе, а с 1920 — председателем Сибирского отдела Комиссии по изучению племенного состава населения СССР. Является одним из основателей Ленинградского рабфака северных народностей, ныне Институт народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена. Профессор Петроградского университета (1918). В 1920-х гг. Л. Я. Штернберг преподает этнографию в ЛГУ. Был создателем научной экспозиции МАЭ в послереволюционные годы, активно выступал за сохранение МАЭ как комплексного музейно-научного учреждения и против передачи в Государственный Эрмитаж историко-археологических коллекций из Китайского Туркестана. Этапным стало участие Штернберга в 1926 г. в 3-м Тихоокеанском конгрессе (Токио). Поддержал Февральскую революцию и резко выступал против «контрреволюционеров слева» (большевиков). Арестован в феврале 1921 г. ходе Кронштадского восстания [3], освобожден по ходатайству Максима Горького. Был председателем Еврейского историко-этнографического общества, при котором, по его инициативе и при его активном участии, был организован Еврейский музей. Похоронен на Еврейском Преображенском кладбище. Надгробный памятник венчает надпись «Все человечество едино».
Сфера научных интересов:
История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; этнорелигиоведение; этномузееведение.
Основные научные достижения:
Внёс значительный вклад в исследование различных аспектов первобытной религиозности, в изучение этнографии нивхов, сахалинских и амурских айнов, ряда тунгусо-маньчжурских народностей. Стал (наряду с В .Г. Богоразом) создателем и главой Ленинградской школы этнографии. Его научными воспитанниками являются: Н. П. Дыренкова, Е. П. Крейнович, Г. Н. Прокофьев, Г. М. Василевич, С. В. Иванов, Л. Э. Каруновская, С. М. Абрамзон, Л. П. Потапов, А. А. Попов и другие.
Членство в научных организациях и союзах:
Член-корреспондент АН СССР по отделу палеоазиатских народов (1924).
Основные публикации:
• Материалы по изучению гиляцкого языка и фольклора. Т. 1. Образцы народной словесности. Ч. 1. Эпос. СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1908. 252 с.;
• Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933;
• Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936;
О нем:
• Лев Яковлевич Штернберг (4 мая 1862 г. – 14 августа 1927 г.) // Этнография. 1927. № 2. С.263-266;
• Ольденбург С.Ф. Лев Яковлевич Штернберг. In Memoriam // Этнография. 1927. № 2. С.267-268;
• Богораз-Тан В. Л.Я. Штернберг как человек и ученый // Этнография. 1927. № 2. С.269-282;
• Лев Яковлевич Штернберг // Сборник МАЭ. Т.VII. Л., 1928. С.1 – 3;
• Памяти Л. Я. Штернберга // Сибирская живая старина. Иркутск. 1927. стр. I-VIII;
• Johelson W. Leo Sternberg // American Anthropologist. 1928. Vol.30. N 1. P.180 – 181;
• Kagaroff E. Leo Sternberg // American Anthropologist. 1929. Vol.31. N 3. P.568 – 571;
• Vinnikov I. Leo Sternberg // Anthropos. 1918. Vol.23. P.135 – 140;
• Богораз В.Г. Л.Я. Штернберг как этнограф // Сборник МАЭ. Т.VII. Л., 1928. С.4 – 30;
• Окладников А.П. Значение работ Л.Я. Штернберга для археологии Дальнего Востока // Очерки по истории русской этнографии, фольклористики и антропологии Вып.II / Труды ИЭ АН СССР. Новая серия. Т.85. М., 1963. С.259 – 267;
• Бродянский Д.Л. Л.Я. Штернберг и дальневосточная археология // Народы и культуры Дальнего Востока: Взгляд из XXI века. Доклады международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Л.Я. Штернберга (г. Южно-Сахалинск, 9 – 11 октября 2001 г.). Южно-Сахалинск, 2003. С.86 – 87;
• Груздева Е.Ю. Л.Я. Штернберг о грамматике нивхского языка: по материалам неопубликованной рукописи, подготовленной Е.А. Крейновичем // Народы и культуры Дальнего Востока: Взгляд из XXI века. Доклады международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Л.Я. Штернберга (г. Южно-Сахалинск, 9 – 11 октября 2001 г.). Южно-Сахалинск, 2003. С.186 - 187;
• Народы и культуры Дальнего Востока: Взгляд из XXI века. Доклады международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Л.Я. Штернберга (г. Южно-Сахалинск, 9 – 11 октября 2001 г.). Южно-Сахалинск, 2003;
• Роон Т.П., Сирина А.А. Народы и культуры Дальнего Востока: Взгляд из XXI века. Конференция, посвященная 140-летию со дня рождения Л.Я. Штернберга // ЭО. 2002. № 6. С.153 – 157;
• Дударец Г.И. Эпистолярное наследие узников сахалинской каторги (по письмам Л.Я. Штернберга, И.П. Ювачева и других политических ссыльных) // Известия Института наследия Бронислава Пилсудского. Южно-Сахалинск, 2004. № 8;
• Пилсудский Б.О. «Дорогой Лев Яковлевич!» / Составление, подготовка к публикации, вступительная статья и комментарии В.М. Латышева. Южно-Сахалинск, 1996;
• Решетов А.М. Два письма Б.О. Пилсудского Л.Я. Штернбергу // Известия Института наследия Бронислава Пилсудского. 2000. № 4. С.62 - 64;
• Хасанова М.М. Б.О. Пилсудский и Л.Я. Штернберг // Bronislaw Pilsudski and Futabatei Shimei – an Excellent Chapter in the History of Polish – Japanese Relations. Materials of the Third International Conference on Bronislaw Pilsudski and his Scholarly Heritage. Krakow – Zakopane 29/8 – 7/9 1999. Poznan, 2001. P.413 - 420;
• Решетов А.М. Л.Я. Штернберг и С.М. Широкогоров: кем они были друг для друга (по материалам переписки 1912 0 1924 гг.) // Народы и культуры Дальнего Востока: Взгляд из XXI века. Доклады международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Л.Я. Штернберга (г. Южно-Сахалинск, 9 – 11 октября 2001 г.). Южно-Сахалинск, 2003. С.57 - 64;
• Ратнер-Штернберг С.А. Л.Я. Штернберг и Ленинградская этнографическая школа 1904 – 1927 гг. (по личным воспоминаниям и архивным данным) // СЭ. 1935. № 2. С.134 - 154;
• Гаген-Торн Н.И. Ленинградская этнографическая школа в двадцатые годы // СЭ. 1971. № 2. С.134 – 145;
• Станюкович Т.В. Из истории этнографического образования (Ленинградский Географический институт и географический факультет ЛГУ) // Очерки по истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып.V. (ТИЭ АН СССР. Новая серия. Т.XCV). М., 1971. С.121 -139;
• Памяти Л.Я. Штернберга 1861 – 1927. Л., 1930;
• Гаген-Торн Н.И. Лев Яковлевич Штернберг. М., 1975;
• Шульгина Т. С. Русские исследователи культуры и быта малых народов Амура и Сахалина (конец XIX – начало XX века). Владивосток, 1989;
• Кан С. А. Новый подход к изучению жизни и деятельности Л. Я. Штернберга // Народы и культуры Дальнего Востока: Взгляд из XXI века. Доклады международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Л.Я. Штернберга (г. Южно-Сахалинск, 9 – 11 октября 2001 г.). Южно-Сахалинск, 2003. С.4 - 17;
• Сирина А.А., Роон Т.П. Лев Яковлевич Штернберг: у истоков советской этнографии // Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ века. М., 2004. С.49-94;
• Kan Sergei. Lev Shternberg. Anthropologist. Russian Socialist. Jewish Activist. University of Nebrasca Press, 2009;
• Лев Штернберг – гражданин, ученый, педагог. К 150-летию со дня рождения. СПб., 2012;
• Бронислав Пилсудский и Лев Штернберг: письма и документы (конец XIX – начало XX вв.). Составители В.М. Латышев, Г.И. Дударец, М.М. Прокофьев. Научный редактор доктор исторических наук А.И. Костанов. Южно-Сахалинск, 2011;
Примечания:
[1] Энгельс Ф. Вновь открытый случай группового брака // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 22. М., 1962. С. 364 – 367;
[2] Ратнер-Штернберг С.А. Л.Я. Штернберг и Ленинградская этнографическая школа 1904 – 1927 гг. (по личным воспоминаниям и архивным данным) // СЭ. 1935. № 2. С.132–133;
[3] Кан С. Гражданское мужество ученого: Л. Я. Штернберг после Октября 1917 г. // Лев Штернберг – гражданин, ученый, педагог. К 150-летию со дня рождения. СПб., 2012. С. 305–315; http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-188-6/978-5-88431-188-6_25.pdf
Автор: В.К., ред.