Риттих Александр Федорович: различия между версиями
Matveeva (обсуждение | вклад) м |
Matveeva (обсуждение | вклад) м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | === '''1831-не ранее 1914''' === | + | === '''{{ДатаРождения|||1831}}-не ранее {{ДатаСмерти|||1914}}''' === |
'''''Биография, образование, карьера:''''' | '''''Биография, образование, карьера:''''' | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
'''''Сфера научных интересов:''''' | '''''Сфера научных интересов:''''' | ||
− | + | <span style="line-height:2.5em;"></span> | |
+ | <br/> | ||
[[Категория:Этногеография]] [[:Категория:Этногеография|Этногеография]]; | [[Категория:Этногеография]] [[:Категория:Этногеография|Этногеография]]; | ||
[[Категория:Этнорелигиоведение]] [[:Категория:Этнорелигиоведение|этнорелигиоведение]]; картография; | [[Категория:Этнорелигиоведение]] [[:Категория:Этнорелигиоведение|этнорелигиоведение]]; картография; |
Версия 15:42, 11 января 2017
1831-не ранее 1914
Биография, образование, карьера:
Родился в семье Христиана-Фридриха Риттиха, выходца из лифляндского дворянского рода, получившего православное имя Фёдор. Риттих-старший был доктором медицины, гофмедиком, дослужившимся до чина статского советника. Получил первое образование в Главном Инженерном училище, где был оставлен для продолжения учёбы. В 1853 г. окончил специальные офицерские классы и был выпущен поручиком в должности полевого инженера. Вскоре перспективного специалиста приняли в Николаевскую Академию Генерального Штаба, которую он окончил в 1858 г.
В 1862—1864 гг. во время наблюдения в Минской губернии за постройкой и ремонтом православных церквей открыл приблизительно 30 народных школ. В этот период Риттих приобщился к картографии и составил под руководством подполковника Генерального Штаба Батюшкова по поручению Министерства внутренних дел свой первый «Атлас народонаселения Западно-Русского края по исповеданиям» (1862-64). Этот атлас состоял из 10 карт – одной общей и 9 губернских (Могилевская, Витебская, Минская, Виленская, Гродненская, Ковенская, Киевская, Подольская и Волынская губернии). Каждая из девяти губернских карт состоит из двух частей — цветного изображения данной местности, соответствующего процентному содержанию каждого исповедания, и подробного (на полях карты) показания числа жителей обоего пола по каждому приходу отдельно. Этот атлас переиздавался несколько раз и по сей день представляет большой интерес для религиоведов.
Находясь на службе в Казанской губернии в звании полковника Генерального штаба, а затем Начальника штаба 2-й пехотной дивизии, Риттих собирает материалы по этнографии края и в 1870 г. публикует их в двух томах с иллюстрациями. С этих пор работает уже как профессиональный картограф: составляет подробные описания Казанской губернии, Кавказа, а также отдельных славянских регионов: Австрии, Прибалтики, Харьковской губернии.
По поручению Императорского Русского Географического общества под наблюдением специальной комиссии, состоявшей из лучших специалистов (вице-председателя П. П. Семенова, а также членов: А. И. Артемьева, Е. Г. Вейденбаума, М. И. Венюкова, А. А. Куника, П. И. Лерзе, Л. Н. Майкова, В. Н. Майкова и Н. В. Христиани) Риттихом была составлена «Этнографическая карта Европейской России» (1875) в масштабе 60 вёрст в одном английском дюйме (1:2520000) и отпечатана в картографическом заведении Алексея Ильина в Санкт-Петребурге. Источником информации для составления карты послужили материалы проведенной общероссийской ревизии 1858 г., списки населенных мест 1860-х гг. и другие статистические данные. Всего на карте показано 46 народов, населявших нынешние территории Европейской России, Украины, Беларуси, Молдовы, Финляндии, Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония) и Закавказья. Впервые в этнографической практике карта маркирована по лингвистическому принципу. Родственные в языковом плане народы отмечены в единой цветовой гамме. На Международном географическом конгрессе во Франции карта была удостоена высшей награды, и вплоть до начала XX в. оставалась едва ли не единственным исследованием подобного рода, во многом по причине отсутствия новых статистических данных, охватывающих всю Европейскую Россию. Эта уникальная работа была переиздана в 2008 г.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Риттих заведовал перевозкой раненых с фронта, командовал пехотной бригадой, дивизией. С большим интересом изучал историю и географию славян, читал научную и публицистическую литературу на эти темы, активно участвовал в деятельности славянофильского движения. В своей книге «Славянский мир» (1885) в 42 картах и тексте он обобщил опыт славяноведения за нескольких десятилетий. Эта монография помимо черно-белых карт-схем включает в себя три цветных вкладыша: «Этнографическую карту Славянского мира», подробную карту Западных и Южных славян. Книга «Славянский мир» также содержит интересные сведения о братских народах: сербах, болгарах, чехах, словаках; о древних племенах ариев, венедов, скифов, кельтов, готов, гуннов. Риттих рассказывает также о языческих верованиях предков славян, об их традициях и обрядах. Однако, спорной является проблема славянской прародины, первых очагов и центров славянской цивилизации.
В 1894 г. Риттих вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта и продолжил исследования темы славянского мира. В конце XIX в. выходят его новые работы: «Славяне на Варяжском море» (Санкт-Петербург, 1897), «Чехия и чехи» (Санкт-Петербург, 1897), «Славяно-французский конгресс в Париже в 1900 году» (Санкт-Петербург, 1899). Публиковал статьи в «Новом Времени», «Голосе», «Свете», «Новостях», «Руси» и др. Продолжал свою научно-исследовательскую и просветительскую деятельность вплоть до начала Первой мировой войны, читал лекции по русской этнографии. Сын – Александр Риттих, российский государственный деятель, министр земледелия. Дочь — Ольга Александровна, в замужестве Завалишина.
Сфера научных интересов:
Этногеография; этнорелигиоведение; картография; история и этнография русского народа; история и этнография славянских народов.
Членство в научных организациях и союзах:
Действительный член Русского географического общества, Московского общества любителей естествознания, Общества естествоиспытателей при Казанском университете.
Основные публикации:
• Этнографическая карта славянских народностей. Спб., 1874;
• Этнографическая карта Европейской России. СПб., 1875;
• Этнографическая карта Кавказа. СПб., 1875;
• Материалы для этнографии Царства Польского: Люблинская и Августовская губернии. СПб., 1864;
• Материалы для этнографии России: Казанская губерния. Казань, 1870;
• Австро-Венгрия, общая статистика. СПб., 1874;
• Материалы для этнографии России: Прибалтийский край. СПб., 1875;
• Apercu general des travaux ethnographiques en Russie pendant les trente dernieres annees. Харьков, 1878;
• Числовое отношение полов в России. Харьков, 1879;
• Этнографический очерк Харьковской губернии. Харьков, 1879;
• Переселения. Харьков, 1882;
• Еврейский вопрос в Харькове. Харьков, 1882;
• Ce que vaut la Russie pour la France. Париж, 1887;
• Русский военный быт. СПб., 1893;
• Русская торговля и мореходство на Балтийском море. СПб., 1896;
• Славяне на Варяжском море. СПб., 1897;
• Чехия и чехи. СПб., 1897;
• Современные дворянские вопросы. СПб., 1897;
• Славяно-французский конгресс в Париже в 1900 году. СПб., 1899;
• Восточный вопрос» (политико-этнографический очерк. СПб., 1898;
• Четыре лекции по русской этнографии. СПб., 1895.
О нем:
• Псянчин А.В. История этнической картографии в России (До 30-х гг. XX в.). М., 2004;
• Псянчин А.В. Александр Федорович Риттих — этнокартограф // История наук о земле. Сборник статей. Вып. 1. М.: ИИЕТ РАН, 2007. С. 223—227;
Автор: П.М., ред.