ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК


 Действия

Бигуаа Валерий Левардович

Версия от 00:32, 29 мая 2019; Kolesnikovam (обсуждение | вклад) (Новая страница: «=== '''{{ДатаРождения|22|12|1943}} (по документам – 10 января), с. Тхина Очамчирского района Абхазс…»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

22 декабря 1943 (по документам – 10 января), с. Тхина Очамчирского района Абхазской АССР

БИГУАА В.Л..jpg


Биография, образование, карьера:

Родился в абхазской крестьянской семье. После окончания сельской школы, в 1961 г., поступил на факультет педагогики и методики начального обучения Сухумского государственного педагогического института. В 1963 – 1966 гг. служил в рядах Советской Армии. После демобилизации перевелся на исторический факультет вечерней формы обучения Сухумского госпединститута, который окончил в 1970 г.; в 1967 – 1973 гг. работал в разных культурно-просветительских и образовательных учреждениях: артистом балета Государственного ансамбля песни и танца Абхазии, преподавателем-воспитателем Сухумского ГПТУ, директором дома культуры Гульрипшского цитрусового совхоза, старшим методистом Сухумского бюро путешествий и экскурсий; в 1973 – 1976 гг. аспирант Института истории, археологии и этнографии АН ГССР. В 1981 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему: «Современная семья у абхазов (этнографическое исследование)»; с 1976 г. работает в Абхазском институте языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа (ныне Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д. И. Гулиа АН Абхазии); с 1985 г. по настоящее время работает на кафедре истории, археологии и этнографии Абхазского государственного университета – сначала в качестве старшего преподавателя, доцента, затем профессора; в 2013 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Традиционно-бытовая культура абхазов и современная действительность». Одновременно с 2008 г. по настоящее время является научным сотрудником (старшим, затем – ведущим) отдела этнологии Института гуманитарных исследований Академии наук Абхазии. Ученик выдающихся кавказоведов: Г.С. Читая, Ш.Д. Инал-ипа, Г.А. Дзидзария. С 1967 по 1993 г. принимал активное участия в процессах национального возрождения абхазского народа, участник войны 1992 – 1993 гг.


Сфера научных интересов:
История и этнография народов Северного и Южного Кавказа, этнология и история абхазского народа: фамилистика, феномен долгожительства, бытовая культура, традиционная религия абхазов.


Основные научные достижения:

Серия этнологических работ по современным процессам в сфере семьи и семейных отношений у абхазов, образу жизни абхазских долгожителей, хозяйству и материальной культуре абхазов в плане «традиции и современность», пантеону абхазских богов и культовой культуре абхазов в аспекте реконструирования системы абхазской традиционной религии.

Основные публикации:

· Из биографии двух абхазских долгожителей // Феномен долгожительства. М.: Наука, 1982. С. 69–73;

· Современная сельская семья у абхазов. Тбилиси: Мецниереба,1983. 112 с.;

· Особенности трудовой деятельности абхазских долгожителей // Среди долгожителей Абхазии. Тбилиси: Мецниереба, 1987. С. 45–62;

· Образ жизни абхазских долгожителей. Тбилиси: Мецниереба, 1988. 94 с.;

· История Абхазии (научно-популярная книга. С древнейших времен до установления Советской власти. Сухуми, 1992. 130 с. (абх. яз.);

· Abhaziatarihi. Istanbul, 2000. 160 с.;

· Жизнеобеспечивающая система у абхазов: традиции и современная действительность //Этноэкологические исследования. М., 2004. С. 156–162;

· История Абхазии (с древнейших времен до Отечественной войны абхазского народа 1992-1993 гг.). Учебное пособие для 5-9 классов. Сухум, 2004.125 с. (абх. яз.);

· Апсуара. Структуральный метод исследования. Проект. Сухум, 2009. 43 с.;

· Абхазская традиционная семья и действительность. Сухум: Алашара, 2010. 70 с.;

· Вопросы традиционной религии и бытовой культуры абхазов. Сухум: Алашара,2012. 302 с.;

· Жилище абхазов // Абхазы. М., 2012. С. 233–259;

· Абхазская свадьба // Абхазы. М., 2012. С. 281–294;

· Виноградарство // Абхазы. М., 2012. С. 130–140;

· Садоводство и огородничество // Абхазы. М., 2012. С.140–144;

· Семья // Абхазы. М., 2012. С. 274–294;

· Культ верховного бога у абхазов // Вестник Академии наук Абхазии. Сухум, 2015. С. 43–67;

· Общественный культ божества «времени» // Вестник Академии наук Абхазии Сухум, 2016 С.98–124;

· Культ божества крупного рогатого скота у абхазов // Абхазский государственный университет. Юбилейное научное издание. Москва, 2017.С. 258–273;

· Абхазское Рождество: архаические корни и обрядовая практика культа // Вестник антропологии. № 1. М., 2017.С. 63–72;

· Абхазская пасха // Вестник антропологии. № 4. Москва, 2017. С.70–87;

· Культ Великой матери земли у абхазов // Вестник антропологии. № 3. М., 2018. С. 82–94;

· Ритуальный мир традиционной религии абхазов. М., 2018.301 с.

О нем:

· Куправа А.Э. Этнография стала сферой его служения абхазской науке // Республика Абхазия. № 13, Сухум, 2014.

· Куправа А.Э. Бигуаа Валерий Левардович //Абхазский биографический словарь / Под ред. В.Ш. Авидзба. Москва-Сухум, 2015. С. 173.

Автор: Теймураз Ачугба

Если Вы хотите участвовать в развитии и совершенствовании нашего проекта, пожалуйста, свяжитесь с нами!

Форма обратной связи

  • © РГО, 2019
  • © МАЭ РАН, 2019