ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК


 Действия

Путилов Борис Николаевич

Версия от 22:25, 30 января 2017; Matveeva (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

04 сентября 1919, ст. Солдатская Области войска Донского — 16 октября 1997, Санкт-Петербург

Биография, образование, карьера:

Putilov.jpg

Из семьи сельских учителей; отец — выходец из семьи каспийских рыбаков. После нескольких переездов из одной станицы в другую (ст. Прохладная, Слепцовская, чеченский аул Асланбековский) семья в 1932 г. переехала в Грозный, где в 1936 г. Б.Н. Путилов закончил школу. Тогда же он поступил в Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена. Учитель в науке в то время — С.А. Адрианов. После окончания Ленинградского педагогического института в 1940 г. был направлен на работу преподавателем в Ленинградское военное училище НКВД (г. Сортавала Карело-Финской ССР). В июне 1941 г. был уволен, однако, в армию Путилова не взяли по состоянию здоровья. В июле — августе 1941 г. он жил в Волхове, работал в районной газете «Сталинский путь». При приближении фронта к Волхову в сентябре 1941 г. эвакуировался в Ивановскую область, где до июня 1942 г. работал учителем в школе с. Ратислово. Затем в Грозном начал работать в областном радиокомитете, преподавал на кафедре литературы в местном педагогическом институте.

Летом 1945 г. организовал сорокадневную фольклорную экспедицию в станицы гребенских казаков — в Старощедринскую, Старогладковскую и Червлёную. Ему удалось записать около 250 песен разных жанров (былевые, исторические, походные, лирические и пр.). По материалам экспедиции в газете «Грозненский рабочий (1945), в «Ученых записках» Грозненского педагогического института (1946) была опубликована серия статей, был подготовлен к печати сборник текстов «Песни гребенских казаков». В работах был поставлен вопрос о соотношении песенной традиции гребенского казачества с традициями других групп казаков (терские, донские, уральские и др.), а также с общерусской традицией в целом. В 1948 г. Б.Н. Путилов выпускает работу «Исторические песни на Тереке», которая была посвящена традиции не только гребенского казачества, но всех терских казаков. В ее основу лег не экспедиционный материал, а дореволюционные записи собирателей, работавших на Северном Кавказе (Ф.С. Панкратова, М. Карпинского и др.).

В 1946—1948 гг. Б.Н. Путилов работал над кандидатской диссертацией «Исторические песни XVI—XIX вв. на Тереке» (научный руководитель А.М. Астахова), которую защитил 20 октября 1948 г. в Пушкинском доме. В 1954 г. он был приглашен на работу в Пушкинский дом, где познакомился с В.Я. Проппом. В 1957—1967 гг. заведовал сектором фольклора Института русской литературы РАН. В 1960 г. защитил в Ленинградском университете докторскую диссертацию «Русский историко-песенный фольклор XIII–XVI веков».

В 1967 г. из-за принципиальных разногласий в определении научных перспектив сектора фольклора Пушкинского Дома Путилов перешел на работу в ленинградскую часть ИЭ — ныне МАЭ РАН. Зимой 1972—1973 гг. работал в Черногории, где занимался исследованием черногорского героического эпоса, остававшейся одной из излюбленных его тем. В 1987—1997 гг. — главный научный сотрудник Отдела европеистики и общей этнографии МАЭ РАН. Именно в этот период работы Путилов создал и возглавил Группу общих проблем, входившую в Отдел европеистики и общей этнографии МАЭ, проводил многочисленные конференции и симпозиумы под названием «Фольклор и этнография».

География поездок Путилова обширна: от казачьего юга и Кавказа до Русского Севера. В 1971 г. в составе этнографического отряда на борту научно-исследовательского судна «Дмитрий Менделеев» он побывал в Океании, где записал фольклор жителей Новой Гвинеи, Полинезии. Итогом поездки явилась серия книг и статей о фольклоре и быте островитян, о Н.Н. Миклухо-Маклае. Путиловым были сделаны многочисленные, фото- и видеофиксации традиционных плясок папуасов, записи песен и музыки: это позволило на принципиально новом уровне прокомментировать наблюдения Миклухо-Маклая и развить их в свете проблем изучения мирового фольклора и этнографии. Путилов показал синкретическое единство и взаимодействие мифа, обряда, поэзии и пения с трудовой и ритуальной деятельностью океанийцев, взаимосвязь их мировоззрения и социальной организации. В результате, по оценке специалистов, Б.Н. Путилов придал совершенно новый ракурс изучению океанийской культуры, существенной, если не главнейшей частью которой является фольклор.

В эти же годы Путилов активно подключился к сложнейшей работе по подготовке нового шеститомного академического издания сочинений Миклухо-Маклая вместе с председателем редколлегии этого издания Д.Д. Тумаркиным. Все публикации Путилова, посвященные Миклухо-Маклаю, построены на документах, многие из которых были впервые введены в науку им самим; при этом, во многих из них совершенно по-новому освещаются многие факты биографии этого путешественника. Не смог участвовать во второй экспедиции (1977) на острова Океании, т.к. некоторый период времени стал «невыездным» из-за семейных обстоятельств (дочь эмигрировала в США).


Сфера научных интересов:
История и этнография русского народа; история и этнография славянских народов; история и этнография народов Северного и Южного Кавказа; история и этнография народов Австралии и Океании; фольклористика; мифология.


Основные научные достижения:

Автор 30 монографий и около 600 научных статей. Труды Путилова глубоко концептуальны. Теоретические и методологические проблемы фольклористики обсуждаются в монографиях «Методология сравнительно-исторического изучения фольклора» (1976), «Фольклор и народная культура» (1994). Особая его заслуга — в расширении границ понятия «фольклор», крайне суженного и идеологизированного в советский период. Путилов указывает, что в рамках фольклорной традиции существует сложное диалектическое единство разнообразных явлений исторического фольклора и песен, содержащих следы истории. Будучи между собой несхожими, они, при ближайшем рассмотрении, обнаруживают черты внутренней общности, которая подлежит специальному изучению. В ней подлинный исторический материал зафиксирован в его живом состоянии, в непосредственной фольклорной традиции. Историзм и художественность в песенном фольклоре слиты неразрывно: историзм не может быть вычленен из художественной системы, он составляет одно из органических ее качеств. Фольклорное творчество, по утверждению Путилова, всегда есть акт художественного преобразования традиции в новое качество. Там, где раньше видели передачу отдельных сюжетов от одного народа к другому и пытались прочертить путь миграции, он обнаруживает проявление действий общих эпических закономерностей, типологической общности всего процесса эпосотворчества.


Членство в научных организациях и союзах:

Член Союза писателей Санкт-Петербурга (1990).


Основные публикации:

• Гребенские казаки и их песни // Грозненский рабочий. 1945а. 18 сент., № 185; 23 сент., № 189; 27 окт., № 213;

• О роли национально-государственного фактора в раз- витии древней русской литературы // Ученые записки Грозненского государственного педагогического института. Грозный, 1945б. № 1. Вып. 1: Филологическая серия. С. 69—110;

• Песни гребенского казачества // Ученые записки Грозненского государственного педагогического института. Грозный, 1946. № 2. Вып. 2: Филологическая серия. С. 5—26;

• Русская былина на Тереке (собирание и изучение терской казачьей поэзии, особенно эпической) // Ученые записки Грозненского государственного педагогического института. Грозный, 1947. № 3. Вып. 3: Филологическая серия. С. 5—46;

• Исторические песни на Тереке / Подгот. текстов, статья и прим. Б.Н. Путилова. Грозный, 1948;

• Основные задачи собирания и изучения фольклора Грозненской области // Известия Грозненского областного института и Музея краеведения. Грозный, 1948. Вып. 1. С. 63—88;

• К вопросу о составе песенного Разинского цикла (Былина о Соколе-корабле) // Русский фольклор: Материалы и исследования. М.; Л., 1961а. Т. 6. С. 305—328;

• Текстологические заметки к песням Разинского цикла // Русская народная поэзия: Фольклористические заметки. Горький, 1961б. Вып. 1. С. 94—115;

• Славянская историческая баллада. М., 1965;

• Русский и южнославянский героический эпос: Сравнительно-типологическое исследование. М., 1971;

• Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976;

• Миф — обряд — песня Новой Гвинеи. М., 1980;

• Героический эпос черногорцев. Л., 1982;

• Героический эпос и действительность. Л., 1988;

• Человек с луны (жизнь и творчество Н. Н. Миклухо-Маклая). М., 1996;

• Автобиография / Подгот. текста Е.О. Путиловой, А.Н. Анфертьева, Е.А. Белоусовой // Живая старина. 1998. № 4. С. 5—8;

• Древняя Русь в лицах. СПб., 1999;

• Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. СПб., 1999;

• Петр Великий в преданиях, легендах, анекдотах, сказках, песнях. СПб., 2000;

• Фольклор и народная культура. In memoriam. СПб., 2003;

• Теоретические проблемы современной фольклористики: Курс лекций для студентов музыкально-этнографического отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории (1995–1996 годы). СПб., 2006.


О нем:

• Гофман-Померанцева Э.В. [Рец. на кн.: Песни гребенских казаков / Вступительная статья и комментарии Б.Н. Путилова. Грозный, 1946] // Советская этнография. 1947. № 2. С. 249—251;

• Хроника работы кафедр // Ученые записки Грозненского государственного педагогического института. Грозный, 1947. № 3. Вып. 3: Филологическая серия. С. 205–206;

• Соколова В.К. [Рец. на кн.: Исторические песни на Тереке / Подготовка текста, статья и комментарии Б.Н. Путилова. Грозный, 1948] // Советская этнография. 1949. № 1. С. 236—238.

• Путилов, Борис Николаевич // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1962—1978;

Ревуненкова Е.В. Борис Николаевич Путилов (К 75-летию со дня рождения) // Кунсткамера: Этнографические тетради. 1994. Вып. 5–6. С. 451–471: портр. — Библиогр. в примеч.: с. 469–471;

• Борис Николаевич Путилов: К 75-летию со дня рождения: [Библиогр. указ.] / Отв. ред., авт. вступ. ст. А.С. Мыльников; Ч.М. Таксами; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб.: МАЭ РАН, 1995;

• Мыльников А.С., Таксами Ч.М. Борис Николаевич Путилов // Курьер Петровской Кунсткамеры. 1995. Вып. 1. С. 166–168;

• Бутинов Н.А. Борис Николаевич Путилов в Океании // Курьер Петровской Кунсткамеры. 1995. Вып. 2–3. С. 83–91;

• Мыльников А.С. Наш Борис Николаевич: светлой памяти Путилова // Курьер Петровской Кунсткамеры. 1999. Вып. 8–9. С. 261–267;

• Профессора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в ХХ веке: Биографический справочник. СПб., 2000;

• Ревуненкова Е.В. Культура Океании и Н.Н. Миклухо-Маклай в трудах Б.Н. Путилова // Австралия, Океания, Юго-Восточная Азия: Народы, культура, история: Маклаевские чтения (1998–2000): Крат. содерж. докл. / Отв. ред. А.М. Решетов; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб.: МАЭ РАН, 2001. С. 25–29;

Иванова Т. Г. Борис Николаевич Путилов: начало пути // Антропологический форум. М.: Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2007. № 7. С. 423—440.


Автор: П.М., ред.

Если Вы хотите участвовать в развитии и совершенствовании нашего проекта, пожалуйста, свяжитесь с нами!

Форма обратной связи

  • © РГО, 2019
  • © МАЭ РАН, 2019