ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК


 Действия

О проекте: различия между версиями

(Новая страница: «В 2012 г. в качестве V тома серии «Кунсткамера–Архив» (http://www.kunstkamera.ru/index/science/kunstkamera_arhiv/) был…»)
 
Строка 12: Строка 12:
 
***
 
***
 
Памятуя о научных пристрастиях Александра Михайловича, в качестве логотипа нашего проекта мы выбрали древнекитайские бесконечные узлы — символ долгой жизни. Подобные узлы символизирует нескончаемую мудрость, стремление к познанию тайны бессмертия, вечной молодости и красоты и олицетворяют переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей в природе, а также единство мудрости и сострадания. Узел такого рода являлся и символом взаимозависимости всех явлений и живых существ во вселенной.
 
Памятуя о научных пристрастиях Александра Михайловича, в качестве логотипа нашего проекта мы выбрали древнекитайские бесконечные узлы — символ долгой жизни. Подобные узлы символизирует нескончаемую мудрость, стремление к познанию тайны бессмертия, вечной молодости и красоты и олицетворяют переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей в природе, а также единство мудрости и сострадания. Узел такого рода являлся и символом взаимозависимости всех явлений и живых существ во вселенной.
«Все человечество едино» — такие слова венчают надгробный памятник Льва Яковлевича Штернберга (1861—1927), выдающегося российского и советского этнографа, члена-корреспондента АН СССР. Именно эту максиму, ставшую девизом нескольких поколений отечественных этнографов и прекрасно передающую главный вектор развития отечественной этнографической науки, мы избрали эпиграфом к нашему этому проекту.
+
«Все человечество едино» — такие слова венчают надгробный памятник Льва Яковлевича Штернберга (1861—1927), выдающегося российского и советского этнографа, члена-корреспондента АН СССР. Именно эту максиму, ставшую девизом нескольких поколений отечественных этнографов и прекрасно передающую главный вектор развития отечественной этнографической науки, мы избрали эпиграфом к нашему проекту.
  
 
Ефим Резван
 
Ефим Резван

Версия 01:19, 3 июня 2016

В 2012 г. в качестве V тома серии «Кунсткамера–Архив» (http://www.kunstkamera.ru/index/science/kunstkamera_arhiv/) был опубликован незавершенный труд известного отечественного этнографа и историка науки Александра Михайловича Решетова (1932—2009) «Материалы к биобиблиографическому словарю российских этнографов и антропологов. XX век» (http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/01/978-5-02-038290-9/, над которым автор напряженно работал последние десять лет своей жизни. Несмотря на известные лакуны, громадный материал, собранный и обобщенный автором, предоставляет уникальный источник по истории отечественной этнографии и антропологии. Анализ полученных материалов показал, что они содержат приблизительно четыре пятых текста книги, задуманной автором. Было, в частности, отмечено отсутствие среди подготовленных статей имен ряда выдающихся ученых. На заседании Ученого совета МАЭ обсуждались два альтернативных подхода к публикации его труда. Первый состоял в том, чтобы, взяв проделанную автором работу за основу, коллективно дополнить, дописать ее силами сотрудников МАЭ. Второй подход предполагал издание архивных материалов в полученном объеме. Это позволяло, во-первых, сохранить мемориальный характер издания, подчеркнув при этом роль автора в столь важном для отечественной этнографии проекте. Во-вторых, это обеспечивало скорейший выход книги в свет. Ученый совет МАЭ, в заседании которого приняли участие коллеги из других этнографических учреждений Санкт-Петербурга, поддержал именно второй подход. При этом было подчеркнуто, что после выхода книги в свет начнется коллективная работа по ее дополнению и расширению. В 2016 г. Русское географическое общество поддержало проект создания на основе работы А. М. Решетова первого в отечественной науке комплексного онлайн проекта содержащего многообразный по составу и уникальный в своей совокупности материал по истории отечественной этнографии и антропологии и истории РГО. Материалы проекта имеют фундаментальный источниковедческий характер и как таковые актуальны всегда. Они послужат важным источником для новых исследовательских работ. Форма общедоступного обновляемого электронного справочника обеспечит развитие проекта на многие десятилетия вперед. Проект реализуется в технологии wiki-энциклопедии — веб-сайта, структуру и содержимое которого авторы могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Такой подход дает возможность многократно править текст посредством самой вики-среды. В 2016—2017 гг. с помощью коллег из ведущих отечественных центров в области этнологии, социально-культурной и физической антропологии планируется не только завершить работу А. М. Решетова, но и, существенно расширив ее рамки, перевести проект во многом на автономное развитие. Он будет дополняться заинтересованными коллегами самостоятельно при сохранении минимальной модерации. Речь идет не только о создании проекта, позволяющего обобщить уникальный материал по истории отечественной этнографии и антропологии, но и о создании современной среды научного взаимодействия и общения ученых России и государств постсоветского пространства, о воздании памяти нашим учителям и создании действенного инструмента подготовки и воспитания молодых ученых, о пропаганде достижений отечественной науки за рубежом.

Будучи ведущим российским этнографом-китаеведом, A. M. Решетов сделал в области изучения малых народов Китая невероятно много. МАЭ РАН по праву гордится вещевыми и фотоколлекциями, привезенными Решетовым из Китая и Центральной Азии, где его в первую очередь интересовала культура народностей, оказавшихся в пределах СССР в результате трансграничных перемещений первой половины XX в. Сегодня становится особенно понятно, что избранному Решетовым научному направлению предстоит вскоре стать одним из наиболее приоритетных в китаеведении. Однако, по-видимому, свою главную роль в науке Решетов увидел и исполнил в другом. События последних десятилетий привели к существенному сужению общественной роли отечественной науки, возникла серьезная опасность потери научной преемственности в целом ряде ключевых исследовательских направлений, в ряде случаев такая преемственность была, к сожалению, утеряна. Задача сохранения и передачи информации о научных традициях и школах стала одной из наиважнейших: мы не потеряем свою науку только в том случае, если сможем правильно оценить, инвентаризировать и использовать гигантский объем научной информации, созданный в рамках отечественной науки советского периода. Для привлечения в науку молодежи чрезвычайно важно рассказывать правду о том, как, в каких условиях, кем делалась великая наука. И здесь роль последних работ Александра Михайловича трудно переоценить. Тот, кто бывал у него дома в последние годы жизни, кто видел объемы его научной переписки, знает, что этот необычайно мужественный человек, будучи неизлечимо больным, фактически обездвиженным, работал один как целый научный коллектив. До последних дней своей жизни, уже не поднимаясь с постели, Александр Михайлович трудился над «Материалами к биобиблиографическому словарю отечественных этнографов». Работа предполагала не только активнейшую переписку, но и обработку литературы, архивных материалов, работу с анкетами, присланными коллегами. Затем следовало собственно написание статьи и ее последующее редактирование. В рамках проекта А. М. Решетов не только опубликовал большую серию работ, посвященную отдельным ученым (статьи к памятным датам, вводные статьи к различным изданиям, некрологи и т. п.), но и выпустил две знаковых для отечественной этнографии серии: «Репрессированная этнография» и «Отдание долга». Для ученого очень важно, какой будет его последняя книга. Александру Михайловичу Решетову выпало судьбой связывать разорванные ниточки истории нашей науки. Он с честью справился с этой сложнейшей задачей. Много лет назад в разговоре о необычных судьбах востоковедов и этнографов он как-то сказал мне: «А Вы знаете, что NN всю войну и несколько лет после нее был связным, на самом деле главным человеком, без которого все усилия разведчика абсолютно бессмысленны. Есть мозг, есть сердце, но есть и кровь, которая несет кислород одному и другому».

Памятуя о научных пристрастиях Александра Михайловича, в качестве логотипа нашего проекта мы выбрали древнекитайские бесконечные узлы — символ долгой жизни. Подобные узлы символизирует нескончаемую мудрость, стремление к познанию тайны бессмертия, вечной молодости и красоты и олицетворяют переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей в природе, а также единство мудрости и сострадания. Узел такого рода являлся и символом взаимозависимости всех явлений и живых существ во вселенной. «Все человечество едино» — такие слова венчают надгробный памятник Льва Яковлевича Штернберга (1861—1927), выдающегося российского и советского этнографа, члена-корреспондента АН СССР. Именно эту максиму, ставшую девизом нескольких поколений отечественных этнографов и прекрасно передающую главный вектор развития отечественной этнографической науки, мы избрали эпиграфом к нашему проекту.

Ефим Резван

Если Вы хотите участвовать в развитии и совершенствовании нашего проекта, пожалуйста, свяжитесь с нами!

Форма обратной связи

  • © РГО, 2019
  • © МАЭ РАН, 2019