ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК


 Действия

Кулемзин Владислав Михайлович

05 мая 1938, поселок Тогучин Новосибирской области СССР

Биография, образование, карьера:

Kulemzin.JPG

Из семьи учителей (отец — учитель математики, мать — преподаватель географии, воспитатель в интернате). После призыва отца в Красную Армию в 1940 г. семья переехала в Кемерово, в с. Чумай Чебулинского района Кемеровской области, затем — в с. Усть-Серту того же района. В 1955 г. окончил среднюю школу и поступил в Томский инженерно-строительный институт, через некоторое время перевелся на отделение геологоразведки Осинниковского горного техникума (Кемеровская область), откуда в 1957 г. был призван на службу в Советскую Армию. С 1960 г. — студент исторического отделения историко-филологического факультета ТГУ; в 1966 г. окончил университет по специальности «история» (дипломная работа на тему «Коренное население бассейна рек Кии и Чулыма»); среди учителей — А.П. Бородавкин, В.И. Матющенко, Г.И. Пелих и др. В 1963 г. изучая этнографию карагасов Томской области, проходил практику в д. Тызырачево Шегарского района; в том же году в составе группы студентов выезжал к селькупам р. Кеть. Летом 1969 г. была совершена экспедиция к васюганским хантам с целью приобретения этнографических материалов для Томского краеведческого музея; с декабря того же года в течение семи месяцев находился среди представителей этого народа на р. Вах.

В 1972—1974 гг. был прикреплен соискателем к сектору народов Сибири ЛО ИЭА АН СССР (научный руководитель — С.В. Иванов (1895—1986), ученик Л.Я. Штернберга и В.Г. Богораза). В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Шаманство васюганско-ваховских хантов (конец XIX — первая четверть XX в.)». До конца 80-х гг. он совершил 19 поездок (в составе этнографических экспедиций ТГУ или индивидуально) для сбора материалов по религиозным верованиям и мировоззрению хантов и селькупов (1985 г.). В 1993 г. в Институте археологии и этнографии СО РАН по совокупности работ защитил докторскую диссертацию на тему «Традиционное мировоззрение хантов».

С 1966 г. — ассистент кафедры философии ТПИ, в 1969 г. — научный сотрудник Томского областного краеведческого музея, с 1970 г. — техник проблемной лаборатории полупроводников, затем старший лаборант проблемной лаборатории истории, этнографии и археологии Сибири, заведующий фотолабораторией ТГУ, с 1972 г. — старший лаборант кафедры истории СССР досоветского периода, с 1973 г. — младший, старший научный сотрудник, а с 1993 г. — ведущий научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатория изучения археологии и этнографии Сибири. С 1995 г. — профессор кафедры археологии и истории краеведения ТГУ. Читает курсы: этнография Сибири, этнографическое краеведение. 

Оказывал помощь музеям Томска и Ханты-Мансийска в создании этнографических экспозиций; автор программ по возрождению традиционных культур коренных народов Томской области. С 1991 г. сотрудничает с НИИ возрождения обско-угорских народов (Ханты-Мансийск) и Институтом образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО (Томск).

Член диссертационных советов (этнография, этнология и антропология; история науки и техники и медицинская психология; социальная психология) в ТГУ. Член редакционной коллегии альманаха «Культурологические исследования в Сибири» (с 1998 г.). Выступал с докладами на международных конгрессах финно-угроведов в России, Венгрии, Эстонии, Финляндии.


Сфера научных интересов:
История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; мифология; традиционная культура; этнопсихология; этносоциология; история материальной культуры.


Основные научные достижения:

Автор более 200 работ, в т.ч. шести монографий. Руководитель авторского коллектива и автор словарных статей в «Мифологии хантов» (2000), части международного проекта «Мифология уральских народов». В.М. Кулемзину принадлежит вывод о том, что изменения в культуре потеряли этническую специфику, а то, что способствует разрушению культуры как саморегулирующейся жизнеобеспечивающей системы, у всех этносов одинаково. Исследуя тип отношений «человек — культура» с помощью междисциплинарного подхода и применяя достижения этнографии, культурологии, социальной психологии, религиоведения, он доказывает нетождественность человека и культурной среды, к которой он принадлежит. Культура как нормативное явление имеет способность противостоять человеку, она более консервативна, чем сам человек.


Награды, звания: 

Медаль “Ветеран труда” (1999); медаль «За Веру и добро» (2005, Кемеровская область); медаль «За заслуги перед Томским государственным университетом» (1998); почетный работник высшего профессионального образования РФ (2003); Заслуженный ветеран труда Томского государственного университета; лауреат премии Томской области в сфере образования и науки (2000).


Основные публикации: 

Полный список публикаций;

• Шаманство васюганско-ваховских хантов в конце XIX — начале XX в. // Из истории шаманства. Томск, 1976;

• Васюганско-ваховские ханты в конце XIX — начале XX в.: Этнографические очерки (совместно с Н.В. Лукиной). Томск, 1977;

• Материалы по фольклору хантов. Томск, 1978 (в соавторстве с Н.В. Лукиной);

• Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984;

• Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992;

• Энциклопедия уральских мифологий. Т. 3: Мифология хантов. Томск, 2000.


О нем:

• Дремов В.А., Лукина Н.В., Чиндина Л.А. Археология, этнография и антропология в Томском государственном университете им. В.В. Куйбышева // Обряды народов Западной Сибири Томск, 1990;

• Немысова Е.А. У ямальских исследователей: К 5-летию со дня создания Лаборатории этнографии и этнолингвистики Ямала // Новости Югры (Ханты-Мансийск). 30 марта 1995;

Профессора Томского университета: Биографический словарь (1980-2003). Томск: Издательство Томского университета, 2003. Т. 4, ч. 1. С. 468—471.


Автор: П.М., ред.

Если Вы хотите участвовать в развитии и совершенствовании нашего проекта, пожалуйста, свяжитесь с нами!

Форма обратной связи

  • © РГО, 2019
  • © МАЭ РАН, 2019