ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК


 Действия

Дугаров Баир Сономович

Версия от 00:40, 17 мая 2019; Kolesnikovam (обсуждение | вклад) (Новая страница: «=== '''{{ДатаРождения|19|06|1947}}, село Орлик, Окинский аймак, Бурят-Монгольская АССР, РСФСР, СССР…»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

19 июня 1947, село Орлик, Окинский аймак, Бурят-Монгольская АССР, РСФСР, СССР

Дугаров.jpg

Биография, образование, карьера:

Родился в семье учителей. В Улан-Удэ окончил среднюю школу № 3, с 1965 по 1971 год учился в Иркутском государственном университете, по окончании которого работал литературным сотрудником в газете «Правда Бурятии», был собственным корреспондентом по Баргузинскому и Курумканскому районам (1971—1972). В 1972 – 1975 гг. учился в аспирантуре Института востоковедения АН СССР, где защитил кандидатскую диссертацию. В 2005 г. в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН защитил докторскую диссертацию на тему «Сакральный мир бурятской Гэсэриады: Небесный пантеон и генезис героя». В 1975–1987 гг. младший научный сотрудник Бурятского института общественных наук, в 1987–2000 гг. литературный консультант, зам. председателя правления, председатель правления Союза писателей, 2000 г. – по настоящее время старший и ведущий научный сотрудник отдела литературоведения и фольклористики ИМБТ СО РАН.

Учась в аспирантуре, занимался в Московской литературной студии по семинару поэта Бориса Слуцкого. В 1978 г. принят в Союз писателей СССР. В 1980 г. в Москве вышел стихотворный сборник «Дикая акация» (изд-во «Современник»), затем «Всадник» («Современник», 1989), «Лунная лань» («Советская Россия», 1989), в Улан-Удэ — «Городские облака» (1981), «Небосклон» (1986). В 1994 г. в Иркутске в серии «Сибирская лира» вышла книга стихотворений Б. Дугарова «Звезда кочевника». В последующие годы в Улан-Удэ были изданы поэтические сборники «Струна земли и неба» (2007), «Азийский аллюр» (2013), прозопоэтическая книга «Сутра мгновений» (2011). Занимается переводами стихов бурятских и монгольских поэтов. Переведенные им на русский язык лучшие образцы бурятской народной поэзии вышли отдельным сборником «Алтаргана» (1998, 2006). Составитель, соавтор предисловия и один из ведущих переводчиков «Антологии бурятской поэзии XX — начала XXI века» (Улан-Удэ, 2011). Б. Дугаров — автор либретто музыкально-хореографического спектакля «Эхо страны Баргуджин Тукум», по его стихам, положенным на музыку, поставлен музыкально-пластический спектакль «Сутра мгновений». На стихи Б. Дугарова написано свыше двадцати песен. Член редколлегии журналов «Сибирские огни», «Байкал». Член Совета по культуре и искусству при Правительстве Республики Бурятия.

Сфера научных интересов:
История и этнография монгольских народов, История и этнография тюркских народов, Фольклористика, Мифология, Духовная культура, Гэсэриада, эпический текст, генезис героя, тэнгристский пантеон божеств, этнокультурная традиция тюрко-монгольские народов, центрально-азиатские параллели.

Награды и звания:

Государственная премия Республики Бурятия (1995, 2014), заслуженный работник культуры Российской Федерации, народный поэт Бурятии, кавалер Ордена «Полярная звезда» Монгольской Народной Республики (2017), премия журнала «Сибирские огни» за цикл стихотворений «Протяжные гимны» (1989), лауреат премии имени А. Фатьянова «Соловьи, соловьи…» (2011).

Основные научные достижения:

Серия научных работ по духовной культуре Бурят и тэнгристском пантеоне божеств.

Основные публикации:

• Бурятская Гэсэриада: небесный пролог и мир эпических божеств. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.

• Мифология бурятской Гэсэриады: восточные тэнгри. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.

• Мифология бурятской Гэсэриады: западные тэнгри. Улан-Удэ: Изд-во «Республиканская типография», 2007.

• Ата тэнгри и тюрко-монгольские параллели // Актуальные проблемы сибирской фольклористики. Новосибирск, 2008. С. 124-140.

• Образ Хухэдэй Мэргэн тэнгри в фольклорно-мифологической традиции бурят-монголов // Mongolica. An International Annual of Mongol Studies. Vol. 21 (42). Ulaanbaatar, 2008. С. 291-298

• Образ Эсэгэ Малан тэнгри в контексте религиозно-мифологической традиции бурят // Восток (Oriens). 2010. № 2. С. 46-55.

• Концепт сына неба и прообраз Гэсэра // Вестник Новосибирского государственного университета. 2010. Том 9. вып. 4: Востоковедение. С. 122 – 128.

• Концепт тэнгристской мифологии в контексте бурятской Гэсэриады Монголика - IX. Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2011. С. 69-72.

• Хоролоры: этнофольклорная характеристика и бурятские параллели» Вестник Бурятского государственного университета. Филология. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2011. вып.10. С. 205 – 209.

• К генезису унгинской Гэсэриады: хонгодорский фактор // Вестник Бурятского государственного университета. 2013., вып. 10: Филология. С. 155-159.

• Культ Гэсэра в Саяно-Прихубсугулье // Культурное наследие монголов: коллекции рукописей и архивных документов. Сборник докладов III международной научной конференции. 20‒22 апреля 2017 г. Санкт-Петербург. Россия. СПб.; УБ., 2019. С. 57—64.

• Эпос «Хан Харангуй»: традиция и буддийская интерпретация // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство : Седьмые Доржиевские чтения. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 133—139.

• Тэнгристская мифология: пантеон божеств и эпическая интерпретация // Mongolica-XIV. СПб.: Петербургское востоковедение, 2015. С. 48—51.

• Пантеон восточных тэнгриев в эпосе «Абай Гэсэр Богдо хан» // Mongolica-VIII. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. С. 93—99.

• Образ Хормусты в монгольской эпической традиции // Mongolica-VII. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. С. 37—40.

• О восточносаянском обрядовом тексте культа Гэсэра // Монголика-V. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. С. 100—102.

О нем:

· Именохоева И. Н. Концепты в поэзии Баира Дугарова. Автореферат дис. кандидата филологических наук. Бурят. гос. ун-т: Улан-Удэ, 2014

Автор: ред.

Если Вы хотите участвовать в развитии и совершенствовании нашего проекта, пожалуйста, свяжитесь с нами!

Форма обратной связи

  • © РГО, 2019
  • © МАЭ РАН, 2019