ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК


 Действия

Ахриев Чах Эльмурзиевич

Версия от 04:19, 28 мая 2019; Kolesnikovam (обсуждение | вклад) (Новая страница: «=== '''{{ДатаРождения|10|05|1850}}, аул Фуртоуг, Терская область, Российская империя — {{ДатаСмер…»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

10 мая 1850, аул Фуртоуг, Терская область, Российская империя — 29 апреля 1914, Владикавказ, Российская империя

Ahriev.jpg

Биография, образование, карьера:

Родился в семье старосты Джейрахского общества Эльмурзы Ахриева. Мать — из фамилии Хаматхановых. Во время Кавказской войны в одной из военных операций по «усмирению» отдельных очагов сопротивления 7-летний Ахриев, в числе других ингушских мальчишек, был захвачен отрядом русских войск. Был приведён во Владикавказскую крепость, где был отдан в военную кантонистскую школу (1857—1862). Благодаря содействию своего дяди Темурко Ахриева, офицера российской армии, его положение во Владикавказе было несколько лучше других детей-заложников, он пользовавшегося уважением российских властей и располагал большей свободой. Усыновлён семьёй русского полковника.

В 1862-1868 гг. Чах обучался в Ставропольской гимназии, в стенах которой начинала свой творческий и научной путь значительная часть горской интеллигенции.

По окончании гимназии в 1868-1870 гг. провёл два года на родине. Занимался сбором фольклорного и этнографического материалов, которые положили начало его литературной деятельности. Публиковался в 1871-1873 гг. в «Сборнике сведений о кавказских горцах» (Тифлис) и газете «Терские ведомости» (Владикавказ). Ему удалось посетить различные районы Терской области, в частности, Ассинское ущелье и Назрановский район. В его работах, преимущественно этнографического характера, представлены свидетельства старейшин горных сёл Ингушетии, которые не только лично сами были свидетелями событий и обрядов ингушской культуры XVIII века, но и помнили рассказы о жизни своих предков в XVII веке. С их слов были описаны образ жизни, мифы, легенды, обряды, древние религиозные культы, обычное право, ритуалы, праздники и этногенетические предания ингушского народа.

В 1870-1874 гг. обучался в Нежинском лицее, по окончанию которого за народовольческую деятельность находился в неофициальной ссылке — работал в различных административных органах городов Евлах и Нуха Елисаветпольской губернии (ныне Азербайджан). Он активно выступал за соответствие царских реформ интересам кавказских народов и пыталась воздействовать на реформы российского государства.

16 октября 1874 г. был назначен кандидатом на служебные должности при Тифлисской судебной палате и в течение 8 лет работал кандидатом на служебную должность, помощником мирового судьи и судебным следователем. 24 ноября 1882 г. назначен агентом для заведывания государственными имуществами в уездах Елисаветпольской губернии, а с 31 января 1889 г. работал чиновником особых поручений для надзора за населёнными землями и оброчными статьями. С 27 мая 1897 г. - директор Нухинского отделения попечительного о тюрьмах комитета. С 23 октября 1900 г. работал младшим надзирателем за казёнными землями и оброчными статьями Елисаветпольской губернии.

28 сентября 1912 г. уволен по состоянию здоровья в чине коллежского советника.

Сфера научных интересов:
История и этнография народов Северного и Южного Кавказа,Фольклористика.


Основные научные достижения:

Один из основоположников этнографического изучения горских народов, первым описал элементы нартского эпоса ингушей.


Основные публикации:

· Похороны и поминки у горцев // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. II. С. 28-32.

· Несколько слов о героях в ингушских сказаниях // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. IV. Отд. II. С. 1-33.

· Из чеченских сказаний // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1871. Вып. V. Отд. II, § 2. С. 38-46.

· Ингушские праздники // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1871. Вып. V. Отд. III, § 2. С. 1-16.

· Об ингушских кашах (фамильных склепах знатных родов) // Терские ведомости. 1871. № 17.

· Присяга у ингушей // Терские ведомости. 1871. № 20.

· Нравственное значение присяги у ингушей // Терские ведомости. 1871. № 21.

· О характере ингушей // Терские ведомости. 1871. № 30.

· Об ингушских женщинах // Терские ведомости. 1871. № 31.

· Этнографический очерк ингушского народа с приложением его сказок и преданий // Терские ведомости. 1872. № 27-35, 39, 42, 43, 45-49; 1873. № 3, 21, 22, 24-26.

· Ингуши. Их предания, верования и поверья. // Сборник сведений о кавказских горцах. 1875. Вып. VIII. Отд. I. С. 1-40.

· Заметки об ингушах («О характере ингушей», «Присяга у ингушей», «Об ингушских женщинах», «Ингушские каши») // Сборник сведений о Терской области. Владикавказ, 1878. Вып. 1. С. 276-290.

О нем:

· Семёнов Л. П. Чах Ахриев // Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. Владикавказ, 1928. Вып.1. С.233-240.

· Яндиев М. А. Чах Ахриев (1850-1914) — выдающий юрист и просветитель Ингушетии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2003. № 3. С. 88−92.

· Яндиев М. А. Почему он молчал 40 лет // Литературная Ингушетия. № 2 (22), 2002. С. 116-119.

Автор: ред.

Если Вы хотите участвовать в развитии и совершенствовании нашего проекта, пожалуйста, свяжитесь с нами!

Форма обратной связи

  • © РГО, 2019
  • © МАЭ РАН, 2019