ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК


 Действия

Александров Евгений Васильевич

Версия от 22:40, 1 ноября 2016; Admin (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

26 мая 1940, Москва

Биография, образование, карьера:

Aleksandrov.JPG

В 1963 г. закончил географический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. По теме диплома «Палеогеография Кольского залива» был создан цветной звуковой фильм на межфакультетской кафедре научного кино МГУ, где позднее работал кинооператором до 1974 г. После окончания заочной аспирантуры на кафедре документального кино ВГИК защитил в 1973 г. диссертацию кандидата искусствоведения «Кинематограф как средство передачи научной информации». За время десятилетней работы старшим научным сотрудником в секторе кино и телевидения НИИ проблем высшей школы продолжал вести киноисследования по тематике различных дисциплин МГУ и готовить на основе этих материалов сценарии научно-популярных передач для Центрального телевидения. В 1990—2013 гг. руководил лабораторией видеокомпьютерных технологией в МГУ. В 1991 г. вместе с режиссером Леонидом Филимоновым (1939—2008 гг.) создали на базе лаборатории в МГУ первый в России Центр визуальной антропологии, на протяжении почти четверти века объединявший работой на волонтерских началах студентов, аспирантов сотрудников разных организаций вокруг нового вида гуманитарной деятельности. В этот период с помощью и участием соратников мной была осуществлена следующая методологическая и научно-организационная деятельность: — подготовлен первый в России спецкурс «Визуальная антропология», который в течение 10 лет апробировался на историческом ф-те МГУ и лег в основу выездных школ и мастер-классов, проведенных в Томске, Новосибирске, Перми, Красноярске, Тольятти Уфе, Ханты-Мансийске, Улан-Удэ, С-Петербурге, Самаре; — научное руководство экспериментальными видеоработами в рамках исследовательской программы «Комплексные исследования визуальной антропологии в университетском образовании и науке»; — редактирование и авторство серии видеоматериалов и фильмов по теме «Видеомониторинг традиционной культуры России»; — инициирование и соорганизация I и II Российских фестивалей антропологических фильмов в г. Салехарде 1998 и 2000 гг.), четырех Московских международных семинаров визуальной антропологии; — руководство восемью секциями визуальной антропологии на II — VII Российских конгрессах антропологов и этнографов (1999 - 2013 гг.); — организация и руководство шестью Московскими международными фестивалями и научно-практическими конференциями визуальной антропологии «Камера-посредник» (2002—2012 гг.) Автор 160 публикаций, в том числе монографии «Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии», составитель и редактор восьми сборников статей и шести каталогов фильмов по визуальной антропологии, автор-оператор и редактор 80 научно-образовательных фильмов по тематике визуальной антропологии и других университетских дисциплин. В настоящее время является ведущим научным сотрудником сектора музейно-методической работы и фондов Музея землеведения и заведующим лабораторией мультимедиа визуальной антропологии Экоцентра МГУ.


Сфера научных интересов:
Визуальная антропология; теория и методология коммуникации на этических принципах визуальной антропологии (создание экранных сообщений, архивирование, структурный анализ, социокультурные практики).


Основные научные достижения:

Теоретическое обоснование и экспериментальная разработка основополагающего принципа моральной ответственности на всех этапах деятельности в визуальной антропологии.


Членство в научных организациях и союзах:

Член ЕАТР (Евразийской академии телевидения и радио).


Основные публикации:

• Синэтика и открытое пространство «всемирной паутины» // Материальная база сферы культуры, вып.1, М., “Информкультура”, 2003, с. 3—22;

• Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М., Пенаты, 2003;

• Пространство визуальной антропологии в безграничном взаимодействии культур и дисциплин // «Обсерватория культуры», 2009, №2. С. 4—14;

• Ловушка для времени: визуальная антропология и фестиваль «Камера-посредник» // «Обсерватория культуры», 2011, №3. С. 63—71;

• Introducing visual anthropology to russian education system // Antropologia Visual: Perspectivas de Ensino e Pesquisa. Ana Lúcia Camargo Ferraz e João Martinho de Mendonça (organizadores). (Circulação restrita à Comissão Editorial da ABA, Vs.1) /2014. P.141—161;

• Пять координат визуальной антропологии // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014, вып. 2 .С. 55—64;

• Предыстория визуальной антропологии: первая половина XX в. // Этнографическое обозрение, 2014, № 4, с.127—140;


Избранная фильмография:

• Групповой портрет на фоне Троицы (1994);

• Помочь Федору (1999);

• «Уж вы, яхонты…» (2001);

• Покров день семьи Килиных (2002);

• Семья Петра и Евдокии (2004);

• Любе и дальше… (2004);

• Кадушка (2005);

• Остров Веры (2005);

• В руце лета (2006);

• Одна из рода (2007);

• Филимонтология (памяти Леонида Филимонова) (2008);

• Семиогненная стрела (2009);

• Казаки не простаки (2010);

• Андрей из Михалкино (2011);

• Монах в миру (2011);

• Домашнее масло (2013);

• Время сенокоса (2016).


Автор: Е.А., ред.

Если Вы хотите участвовать в развитии и совершенствовании нашего проекта, пожалуйста, свяжитесь с нами!

Форма обратной связи

  • © РГО, 2019
  • © МАЭ РАН, 2019