ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК


 Действия

Любимова Галина Владиславовна: различия между версиями

(Новая страница: «=== '''{{ДатаРождения|05|01|1961}}, г. Новосибирск''' === '''''Биография, образование, карьера:''''' Фай…»)
 
м
Строка 3: Строка 3:
 
'''''Биография, образование, карьера:'''''
 
'''''Биография, образование, карьера:'''''
 
[[Файл:Lybimova1.jpg|300px|справа]]
 
[[Файл:Lybimova1.jpg|300px|справа]]
Родилась в новосибирском Академгородке, в семье научно-педагогических работников. После окончания школы поступила на гуманитарный факультет (отделение истории) Новосибирского госуниверситета. На старших курсах принимала участие в этнографических экспедициях под руководством Л.М. Русаковой. Учителя в науке: Л.А. Тульцева, под чьим руководством обучалась в заочной аспирантуре Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ныне – ИЭА РАН), и И.Н. Гемуев, возглавлявший сектор этнографии Сибири в Институте археологии и этнографии СО РАН. В 1998 г. в ИАЭТ СО РАН защитила кандидатскую диссертацию на тему «Возрастная символика в календарных обычаях и обрядах восточных славян (на материалах Западной Сибири XIX – начала XX вв.)». Много лет ведет полевые исследования в районах Западной и Восточной Сибири (Новосибирская, Омская, Кемеровская области, Красноярский край, Алтай, Хакасия, Бурятия, Тува). Преподаёт в вузах Новосибирска (Новосибирский государственный педагогический университет и Новосибирский государственный университет). Имеет опыт руководства коллективными исследовательскими проектами РГНФ-РФФИ по этноэкологической проблематике сибирского региона. Принимала участие в международных конференциях (Хорватия, 2012; Македония, 2013; Япония, 2015; Польша, 2016; Китай, 2016; США, 2016).  
+
Родилась в новосибирском Академгородке, в семье научно-педагогических работников. После окончания школы поступила на гуманитарный факультет (отделение истории) Новосибирского госуниверситета, принимала участие в этнографических экспедициях под руководством Л.М. Русаковой. Учителя в науке: [[Тульцева_Людмила_Александровна|Л.А. Тульцева]], под чьим руководством обучалась в заочной аспирантуре Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ныне – ИЭА РАН), и И.Н. Гемуев, возглавлявший сектор этнографии Сибири в Институте археологии и этнографии СО РАН. В 1998 г. в ИАЭТ СО РАН защитила кандидатскую диссертацию на тему «Возрастная символика в календарных обычаях и обрядах восточных славян (на материалах Западной Сибири XIX – начала XX вв.)». Много лет ведет полевые исследования в районах Западной и Восточной Сибири (Новосибирская, Омская, Кемеровская области, Красноярский край, Алтай, Хакасия, Бурятия, Тува). Преподаёт в вузах Новосибирска (Новосибирский государственный педагогический университет и Новосибирский государственный университет). Имеет опыт руководства коллективными исследовательскими проектами РГНФ-РФФИ по этноэкологической проблематике сибирского региона. Принимала участие в международных конференциях (Хорватия, 2012; Македония, 2013; Япония, 2015; Польша, 2016; Китай, 2016; США, 2016).  
  
  

Версия 18:31, 12 сентября 2017

05 января 1961, г. Новосибирск

Биография, образование, карьера:

Lybimova1.jpg

Родилась в новосибирском Академгородке, в семье научно-педагогических работников. После окончания школы поступила на гуманитарный факультет (отделение истории) Новосибирского госуниверситета, принимала участие в этнографических экспедициях под руководством Л.М. Русаковой. Учителя в науке: Л.А. Тульцева, под чьим руководством обучалась в заочной аспирантуре Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ныне – ИЭА РАН), и И.Н. Гемуев, возглавлявший сектор этнографии Сибири в Институте археологии и этнографии СО РАН. В 1998 г. в ИАЭТ СО РАН защитила кандидатскую диссертацию на тему «Возрастная символика в календарных обычаях и обрядах восточных славян (на материалах Западной Сибири XIX – начала XX вв.)». Много лет ведет полевые исследования в районах Западной и Восточной Сибири (Новосибирская, Омская, Кемеровская области, Красноярский край, Алтай, Хакасия, Бурятия, Тува). Преподаёт в вузах Новосибирска (Новосибирский государственный педагогический университет и Новосибирский государственный университет). Имеет опыт руководства коллективными исследовательскими проектами РГНФ-РФФИ по этноэкологической проблематике сибирского региона. Принимала участие в международных конференциях (Хорватия, 2012; Македония, 2013; Япония, 2015; Польша, 2016; Китай, 2016; США, 2016).


Сфера научных интересов:
История и этнография русского народа; история и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; этноэкология; этногеография; агроэтнография; этнорелигиоведение; традиционная культура; фольклористика; православная этнография.


Основные научные достижения:

Научные работы (в том числе, три авторские монографии) по истории и этнографии русских Сибири, обрядам и праздникам народного календаря, проблемам аграрной модернизации сибирского региона, экологической культуре сельского населения в прошлом и настоящем.


Членство в научных организациях и союзах:

Ассоциация антропологов и этнологов России; Русское Географическое Общество; Central Eurasian Studies Society (CESS); Russian Environmental History Network.


Основные публикации:

• Очерки истории взаимодействия сельского населения Сибири с природной средой (на материалах русской земледельческой традиции). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2012;

• Природа в религиозных воззрениях сельского населения Сибири. Народное православие. Старообрядчество. Новые религиозные движения и культы (XX - начало XXI вв.). Saarbrücken (Germany): LAP Lambert Academic Publishing. 2011;

• Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. XIX – начало XX вв. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2004;

• Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных территорий Центральной Азии. Том 2. XX в.: коллективная монография / отв. ред. П.К. Дашковский. Барнаул: АГУ. 2015 (Глава V. Религиозные воззрения и обрядовые практики сельского населения Сибири в XX в. С. 97-119);

• Psychology of Faith. Religion and Spirituality / Carmela Sindam, Elen A. Maron (Eds.) New York: Nova Science Publishers, Inc. 2012. (Chapter 4. Lyubimova G.V. Traditional Ways of Natural Disaster Prevention: Magical and Religious Practices of the Russian Peasants in Siberia (Late 19th - Early 20th Centuries);

• Православные традиции в народной культуре восточных славян Сибири и массовые формы религиозного сознания XIX - XX вв.: коллективная монография / отв. ред. Е.Ф. Фурсова. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН. 2006 (Почитаемые места в народно-православной картине мира сельского населения Сибири. С. 33-49);

• Модернизация земледельческого труда в культуре сибирских старообрядцев // Уральский исторический вестник. 2017, № 2 (55). С. 122-130;

• Мифологема Золотого века в экологических концепциях нового и новейшего времени (академический и религиозный дискурс) // Человек и природа: история взаимодействия, источники и информационные ресурсы, визуальные образы и исследовательские практики: Материалы XXX Международной научной конференции. Москва, 25-26 апреля 2017 г. М.: РГГУ, 2017. С. 151-153;

• Lyubimova G.V. Environmental aspects of religious beliefs and ritual practices of the rural population of Siberia (the 1920s - beginning of XXI century) [Экологические аспекты религиозных воззрений и обрядовых практик сельского населения Сибири (1920-е гг. - начало XXI в.)] // The Soviet and Post-Soviet Review. 2016, № 1 (43). P. 98-138;

• Динамика аграрных ландшафтов Южной Сибири в XX - начале XXI вв.: подходы к исследованию // Экология древних и традиционных обществ. Материалы V Международной научной конференции г. Тюмень, 7-11 ноября 2016 г. Вып. 5. Ч. 1. Тюмень: ТюмГУ, 2016. С. 208-211;

• Русская земледельческая традиция Сибири и проблемы аграрной модернизации региона (экологический аспект) // Экологическая история Сибирского Севера: перспективные направления исследований: материалы всероссийского научного семинара 15-16 октября 2015, г. Сургут / отв. ред. Е.И. Гололобов. Сургут: РИО СурГПУ, 2015. С. 35-51;

• Семантика снега в традиционной культуре русского населения Сибири (по материалам обрядов зимнего цикла народного календаря) // Ethnologia Slovaca et Slavica. The International Review of Slovak and Slavic Ethnology. 2014. Tomus 36. P. 77-84;

• Гражданская война в религиозном дискурсе сельского населения: способы сакрализации ландшафта (case study крестьянского восстания на Алтае в 1921 г.) // Култура / Culture/ 2014, № 6. P. 87-96;

• Феномен «ресурсного проклятия» в этноэкологической истории сибирского региона (от «баррелей меха» к «баррелям нефти») // Малочисленные этносы в пространстве доминирующего общества: практика прикладных исследований и эффективные инструменты этнической политики. Сборник научных статей по итогам всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Кемерово, 17-18 октября 2014 г.). Кемерово: Практика, 2014. С. 137-141;

Введение в историческую географию и этноэкологию сибирского региона: Программа курса. Магистерская программа “Этнография, этнология, социальная и культурная антропология”;

• Сибирская свадьба в крестьянской мемуарной литературе // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2013, №1. С. 70-77;

• Сибирская традиция почитания святых мест в контексте народной исторической памяти // Studia Mythologica Slavica, 2013, XVI, P. 27-45;

• Религиозно-магические практики русских крестьян Сибири в условиях стихийных бедствий // Гуманитарные науки в Сибири. 2013, №3. С. 79-82;

• Концепция культурного наследия в этнонациональных дискурсах Республики Алтай (по материалам работы региональных музеев) // Вестник НГУ, Т. 12, Вып. 3, 2013. С. 74-81 (совместно с Е.В. Самушкиной);

• «Сад как рай». Практики сакрализации пространства новых религиозных движений Сибири // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012, №3. С. 345-356 (совместно с М.О. Бут, Д.С. Лугоненко);

• Сибирская природа в зеркале крестьянской мемуаристики (особенности экологического сознания сельского населения Сибири) // Гуманитарные науки в Сибири. 2012, №2. С. 67-71;

• Еще раз к проблеме «христианство и экология»: природа в религиозных воззрениях современного сельского населения Сибири // Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы V Межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск: НГУ, 2011. С. 223-227;

• Крестьянская роспись с изображением Ермака из Енисейской губернии: к вопросу о соотношении изобразительного и вербального фольклора // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Т. 10. Вып. 5: Археология и этнография. С. 288-294;

• Категория будущего в картине мира современных старообрядцев и в доктринах новых религиозных учений: вопросы сходства и различия (на материалах сибирского региона) // Фольклор и этнография: К девяностолетию со дня рождения К.В. Чистова: Сборник научных статей / отв. ред. А.К. Байбурин, Т.Б. Щепанская. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 138-145;

• К вопросу об урало-сибирской вещице: способы реализации женского сакрального знания в крестьянской общине второй половины XIX - начала XX вв. // Проблемы истории, филологии, культуры. 2010. №4 (30). С. 335-346;

• Семантика снега в традиционной культуре русского населения Сибири (по материалам обрядов зимнего цикла) // Гуманитарные науки в Сибири, 2010, №3, С. 74-78;

• Способы организации исторической памяти в эсхатологических повествованиях старообрядцев Саяно-Алтая // Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск: НГУ, 2009. С. 340-343;

• «Техническая эсхатология» в современной народно-православной и старообрядческой традиции Сибири // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009, № 3 (39). С. 119-127;

• Lyubimova G.V. “Technological Eschatology” in Modern Traditions of Popular Orthodoxy and Among the Old Believers of Siberia // Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. 2009, № 3 (37). P. 119-127;

• Традиционные обряды и праздники весенне-летнего цикла у русских Сибири: растительная и орнитоморфная символика в социовозрастной иерархии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009, № 1. С. 564-573;

• Предания о происхождении святых источников: Опыт классификации // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XIV. Материалы Годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. 2008 г. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2008. С. 326-329;

• К определению предметной области экологической культуры этноса // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008, № 20. С. 344-353;

• Рассказы современных старообрядцев о конце света в контексте процессов глобализации // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Материалы V Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. С. 441-447;

• Образ Сибири в российских и зарубежных неорелигиозных учениях // Образ Сибири в общественном сознании Россиян XVIII - начала XXI столетий. Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной памяти проф. И.В. Островского. Новосибирск: НГПУ, 2006. С. 67-73;

• Взятие «снежного городка»: опыт прочтения «мужского текста» ритуала сибирской Масленицы // Культурное наследие народов Сибири и Севера. Материалы Пятых Сибирских Чтений. Санкт-Петербург, 17-19 октября 2001 г., Часть 2, СПб: МАЭ РАН, 2004, 252 с. С. 138-144;

• Заметки о сибирской Масленице: Взятие снежного городка // Археология, этнография и антропология Евразии. 2002, № 4. С. 131-137;

• An Essay on the Siberian Shrovetide: seizure of a Snow Fort // Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. 2002, № 4 (12). P. 131-137;

• «Ходили на крест просить дожжа...» // Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М., 2002, № 1. С. 41-42 (совместно с Т.Б. Юмсуновой);

• «Похороны стрелы» в весенне-летней обрядности забайкальских старообрядцев // Материалылы III Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история и современность, местная традиция, русские и зарубежные связи». Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2001. С. 184-188;

• Категории «знающих» людей в сибирской деревне (материалы к словарю понятий и терминов) // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Материалы научно-практической конференции. Вып. 4. Барнаул: БГПУ. 2001. С. 117-121;

• «Доминантные символы» славянского мировоззрения и их место в традиционных обрядовых комплексах старожилов и переселенцев Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 2000, № 3. С. 59-62;

• «Хлопцы-засевальщики» и «девки-щёдры»: к вопросу о соотношении мужского и женского колядования в восточнославянской традиции // Славяне и их соседи. Межславянские взаимоотношения и связи. Средние века - раннее Новое время. Сборник тезисов XVIII конференции памяти В.Д. Королюка. М.: Институт славяноведения РАН, 1999. С. 104-107;

• Образ дерева в свадебной обрядности старожилов и переселенцев Сибири // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы VI годовой итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 1998. С. 439-443;

• Обрядовые игры с переходной семантикой в русской традиционной культуре // Этнографическое обозрение, 1998. № 4. С. 70-81;

• К вопросу о статусе переходных обрядов в восточнославянской культурной традиции // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы V годовой итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 1997. С. 379-384;

• Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Западной Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 1997, № 3. С. 72-78.


О ней:

• Тульцева Л.А. Рецензия на: Г.В. Любимова. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. ХIХ – начало ХХ века. Новосибирск, 2004 (с. 181-184) // Этнографическое обозрение. 2006. № 2. С. 181-184;

• Ovsjannikova, Maja. G.V. ĽUBIMOVOVÁ: Vozrastnoj simvolizm v kuľture kalendarnogo prazdnika russkogo naselenija Sibiri. XIX – načalo XX veka. Institut archeologiji i etnografiji SO RAN, Novosibirsk, 2004, 240 s. // Slovenský národopis. 2013, № 3, S. 329-330 (на словацком яз.).


Автор: Г.Л., ред.

Если Вы хотите участвовать в развитии и совершенствовании нашего проекта, пожалуйста, свяжитесь с нами!

Форма обратной связи

  • © РГО, 2019
  • © МАЭ РАН, 2019