Войти Выйти

Фурсова Елена Федоровна

Перейти к: навигация, поиск

Фурсова Елена Федоровна

07 декабря 1954, г. Томск, СССР

Биография, образование, карьера:

Fursova.jpg

Родилась в семье госслужащих и педагогов. По причине смены места жительства семьи обучалась в школе № 49 г. Днепропетровска и по возвращению в Сибирь в 1972 г. окончила гимназию № 1 в г. Новосибирске. В 1977 г. закончила инженерно-технологический факультет Московского технологического института. В 1981–1984 гг. обучалась в очной аспирантуре Института археологии и этнографии СО РАН (научный руководитель академик А.П. Деревянко). Учителями считает также этнографа Г.С. Маслову и искусствоведа О.В. Ваганову. В 1987 г. в Институте этнологии и антропологии РАН им. Н.Н.Миклухо-Маклая защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Одежда русского населения Алтая второй половины XIX – начала ХХ в.». В 2004 г. в Институте археологии и этнографии СО РАН защищена докторская диссертация по теме «Календарная обрядность восточнославянских народов в Приобье, Барабе и Кулунде: межкультурные взаимодействия и трансформации первой трети ХХ в.». Около 40 лет являлась участником и руководителем этнографических экспедиций на Алтай, в Красноярье, Забайкалье, Среднем и Нижнем Приобье, Прииртышье. Был предложен и активно практиковался метод анализа переселенческих традиций с исходными моделями на основе полевых материалов, в связи с чем проводились экспедиционные работы в Европейской части России (Архангельская, Вологодская, Псковская, Курская, Орловская и др. области), Беларуси. Собраны не только собственно этнографические материалы, которые составляют основу исследований, но также коллекции экспонатов для музеев ИАЭТ СО РАН (Историко-архитектурный музей под открытым небом, Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока). Ведущий научный сотрудник, заведующая Отделом этнографии Института археологии и этнографии СО РАН. Преподает этнографические дисциплины в вузах г. Новосибирска (Новосибирский государственный педагогический университет и Новосибирский государственный университет). Имеется опыт руководства коллективными исследовательскими проектами РГНФ-РФФИ по этнокультурным контактам и взаимодействиям, этноэкологической проблематике, православным традициям в народной культуре и пр. по материалам восточнославянских и других народов сибирского региона. Принимала участие в международных конференциях МКАЭН (Токио, 2002; Флоренция, 2003; Белек, 2006; Перт, 2011; Манчестер, 2013; Бангкок, 2015 и пр.). С 2002 г. принимает постоянное участие в работе Международных Конгрессов IUAES. Член Экспертного совета РФФИ, эксперт РНФ, член Диссертационного и Ученого советов ИАЭТ СО РАН, редакционного совета журналов «Вестник НГУ», «Народная культура Сибири».


Сфера научных интересов:
Гендерные исследования; духовная культура; история и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; история и этнография славянских народов; история и этнография русского народа; народное искусство; православная этнография; семья и брак; традиционная культура; фольклористика; этноэкология; межнациональные отношения.


Основные научные достижения:

Опубликовано 13 монографий, из которых 7 авторские, более 250 статей. В своих трудах одна из первых сибиреведов подняла этнографическую проблематику, связанную с исследованием восточнославянских народов Сибири – белорусов и украинцев, особенностей их этнической культуры, идентичностей. Показано, что в Сибири этнокультурные взаимодействия не были затронуты государственными или республиканскими границами, протекали, следовательно, в естественных политических, территориальных и социо-культурных условиях. Выявлена значимость символов традиционной культуры в среде южнорусских и смешанных южнорусско-украинских переселенцев Сибири для их внешней и внутренней идентификации (самоидентификации). Показано, что вектор адаптационных стратегий развития культур восточнославянских переселенцев был направлен к обретению утраченного на исходных территориях бывшей Киевской (Московской) Руси материального и духовного единства. Впервые на русско-сибирских материалах были показаны возможности использования технических приемов шитья, способов формообразования в качестве полноценного этнографического источника. Реконструированы процессы формообразования отдельных видов одежды крестьян Южной Сибири рубежа XIX – ХХ вв.


Награды, звания:

Почетные грамоты Президиума СО РАН за научные достижения в развитии отечественной этнографии (2004, 2009), Президента Новосибирской региональной национально-культурной автономии белорусов (2006), Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии (2007); золотая медаль Сибирской ярмарки «Учсиб-2008», почетный знак «Ветеран СО РАН» (2009). Коллективу авторов под руководством Е.Ф. Фурсовой была присуждена премия им. академика В. А. Коптюга за достижения в области исследования трансформации (адаптации) этнической культуры белорусов в Сибири (2010). Получена межгосударственная премия РАН и НАН Беларуси (2012) за коллективную монографию «Белорусы в Сибири: сохранение и трансформации этнической культуры» (2011).


Членство в научных организациях и союзах:

Член International Union of Anthropological and Ethnological Sciences (IUAES), член Ассоциации антропологов и этнологов России, Русского географического общества.


Основные публикации:

• Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX – начало ХХ вв.). Новосибирск, Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН (ИАЭ), 1997;

• Семицко-троицкие обычаи и обряды восточных славян Приобья второй половины XIX - начала ХХ в. // Этнографическое обозрение, 1998, № 3. С. 35-48;

• История жизни духовного наставника Р.И. Опарина в рукописном собрании моленной старообрядцев-поморцев // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 2001. М., Наука, 2002. C. 90-118;

• Одежда русских в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея. Новосибирск, Изд-во ИАЭт СО РАН, 2002 (в соавторстве с Н.А. Томиловым , Д.Г. Коровушкиным и др.);

• Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX – ХХ вв.). Ч. I. Обычаи и обряды зимне-весеннего периода. Новосибирск, Изд-во «АГРО», 2002; Ч. 2. Обычаи и обряды летне-осеннего периода. Новосибирск, Изд-во ИАЭт СО РАН, 2003;

• Старообрядцы Васюганья: опыт исследования межкультурных взаимодействий конфессионально-этнографической группы. Новосибирск, Изд-во Агро-Сибирь, 2003 ( в соавторстве);

• Очерки традиционной культуры украинских переселенцев Сибири XIX - первой трети ХХ в. (по материалам Новосибирской области). Новосибирск, Изд-во Агро-Сибирь, Ч. 1. 2004; Ч. 2. 2005 (в соавторстве);

• Орнитоморфная символика в традиционной культуре крестьян Приобья, Барабы, Кулунды и Алтая конца XIX – начала ХХ века // Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. № 2 (26). С. 126 – 136;

• Особенности полевой этнографической работы в районах Сибири с преобладанием белорусских переселенцев // Пытаннімастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 3: у 2 ч. Ч. 1 / Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклоруімя К. Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А. Лакотка. Мінск, Права і эканоміка, 2007. 478 с. С. 77 – 82;

• Антимир в мифологических образах русалок (севернорусские и сибирские параллели) // Рябининские чтения – 2007: Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. Вып. 5. Петрозаводск: Карельский НЦ РАН, 2007. С. 126 – 128;

• Зооморфные орнаментальные композиции в традиционно-бытовой культуре восточных славян юга Западной Сибири // Археология, этнография и антропология Евразии. 2008. № 4 (36). С. 95 – 106;

• The bear cult in the religious systems of Siberian farmers, past and present // Bulletin of the Hokkaido university Museum. № 4. 2008. P. 249 – 256 (в соавторстве);

• Душа-птица и ангел-хранитель. Размышления русских сибиряков разных поколений. ХХ в. // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Вып. 7. Барнаул, 2008. С. 230 – 235;

• Традиции сибирского чаепития в конце XIX - начале ХХ века // Хмельное и иное. Напитки народов мира. М., Наука, 2008. С. 45-57;

• Традиционная культура старообрядцев Васюганья как результат межэтнических взаимодействия // Этнографическое обозрение. 2009. № 1. С. 119 – 139;

• Русская народная одежда. Историко-этнографические очерки. Отв. ред. В.А. Липинская. М., Индрик, 2011 (глава «Западная Сибирь XIX – начала XXI в.»). С. 491 – 550;

«Русский медведь»: История, семиотика, политика. М., Новое литературное обозрение, 2012. С. 75 – 84 (в соавторстве);

Народное художественное творчество крестьян Сибири: северорусские традиции в орнаментации прялок второй половины XIX – первой трети ХХ в.// Археология, этнография и антропология Евразии. 2012. № 3. С. 103 - 113;

Северорусские компоненты в традиционной культуре крестьян-старожилов Западной Сибири конца XIX – начала ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 3. С. 310-313;

• Традиционная культура белорусов во времени и пространстве. Минск, Беларуская навука, 2013 (в соавторстве);

Сибирь и Русский Север: проблемы миграций и этнокультурных взаимодействий (XVII – начало XXI века). Новосибирск, Издательство ИАЭТ СО РАН, 2014 (в соавторстве);

• Поминальная обрядность переселенцев из Белоруссии – русских старообрядцев и белорусов XX – начала XXI века // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 3. С. 143-149;

• Этническая идентичность белорусских переселенцев юга Западной Сибири по архивным и полевым материалам // Вестник российской нации. 2014. № 6. С. 328 – 339;

Традиционная одежда русского и других восточнославянских народов юга Западной Сибири. Новосибирск, Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2015;

• Проблемы типологии этнографических, конфессиональных, локальных групп славянских переселенцев Сибири: мультидисциплинарный подход // Гуманитарные науки в Сибири. 2015. Т. 22. № 2. С. 100-104;

Mapping Traditional Dress Types of Southwestern Siberian Old Believers (late 1800s – early 1900s) // Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. 2015. № 4 (43). P. 114-126;

• Organization of ethnoecological systems by the East Slavic settlers in the south of Western Siberia // Global Bioethics. 2015. V. 26. Num. 2. P. 171-175;

Традиционная культура русского народа в период 1920-1930-х годов: трансформации и развитие. М., "Научно-издательский центр "Индрик", 2016. С. 263-292 ( в соавторстве);

• Анализ типов мужской поясной одежды русских Южной Сибири конца XIX – начала ХХ в.: к вопросу о западных и восточных компонентах // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 5 (43). С. 80-84;

Брачные связи сибирских крестьян как механизм сохранения их этнокультурной обособленности // Гуманитарные науки в Сибири. 2016. Т. 23. № 2. С. 37-41;

Культурная адаптация вепсов Южного Кузбасса во второй половине ХХ в. // Вестник российской нации. 2016. № 1. С. 139-145;

«Обживание» ландшафта и топонимические предания русских крестьян-переселенцев Южной Сибири конца XIX – начала ХХ в. // Традиционная культура. 2016. № 1. С. 175-181;

• Взаимовлияния в свадебной обрядности у сибиряков курско-черниговского происхождения первой трети ХХ века // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2016. Т. XXII. С. 550–552;

Верхняя одежда русских старообрядцев-«поляков» Алтая как этнографический источник // Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры. 2016. № 5. С. 290-297;

• Южнорусские и украинские черты в свадебной обрядности крестьян д. ПарфёновоТопчихинского района Алтайского края первой половины ХХ в. // Традиционная культура. 2017. № 2. С. 47–66;

• Символика традиционной одежды как проявление этнокультурных идентичностей «свои/другие» в Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 2017. Т. 24. № 2. С. 63–66.


О ней:

• Фольклористы России. М.: Республиканский центр русского фольклора, 2005. С. ? –?. 


Автор: Е.Ф., ред.